Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что с мерой развития общества современный человек находится в состоянии постоянной готовности к изменениям, к восприятию новой информации, к необходимости быстрого принятия решения. Это приводит к истощению адаптационных возможностей и является предпосылкой возникновения стрессового состояния. В современной литературе, термин «стресс» употребляется практически во всех случаях, когда речь идет даже о незначительных отклонениях в деятельности, активности личности, которые связаны из любыми изменениями внутренней и внешней среды. В общепсихологическом плане проблема психоэмоционального напряжения освещена в рамках теорий гомеостаза и стресса (Г. Селье, В. Кенон), теории темперамента и индивидуальных свойств нервной системы (И.П. Павлов, В.С. Мерлин, В.М.Денисов, К.В. Судаков, Ю.В. Щербатых), теориях надежности деятельности и работоспособности (Н.И. Наенко, Т.А. Немчин). Фундаментом анализа проблемы стресса стала также совокупность психологических подходов и концепций психического здоровья (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Г.С.Никифоров), психической саморегуляции организма и самоконтроля личности, (П.К. Анохин, К.А. Анциферова, О.А. Конопкин, В.И. Степанский, Л.Г. Дикая, Г.С. Гребенюк и др.) психологической стойкости и психологической готовности (А.В. Куликов). Сочетание этих подходов дает возможность исследовать стрессовые явления в том множественном числе внешних и внутренних отношений, в которых организм существует как целостная система, а человек проявляется как сложная живая структура, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, однако взаимоувязываемых между собой уровнях функционирования. Общей тенденцией исследования стресса в последние годы становится тенденция связывать стресс с познанием, эмоциями, деятельностью. Таким образом, рассматривая такое взаимодействие появляется возможность объяснения индивидуальных отличий в переживании стрессовой ситуации и успеваемости ее преодоления. Кроме того, такое направление становится приоритетным в разработке общей методологии исследования феномена стресса. Существуют также разные подходы относительно определения причин стресса, видов стресса. Наиболее общие объективные и субъективные причины возникновения эмоционального стресса можно связать с рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью. Ю.В. Щербатых выделяет также и такие причины возникновения стрессов: несоотношение генетических программ с современными условиями, стресс от реализации негативных родительских программ, стресс связан с неадекватными установками, невозможностью реализовать актуальную потребность. Также можно выделить стрессы от неадекватной реализации условных рефлексов, стрессы, связанные с ошибками мышления. Однако, невзирая на достаточно большое количество трудов и научных публикаций, посвященных исследованием вопросов стрессовых состояний, на сегодня недостаточно систематизированными является взгляды на проблему стресса в мировой науке. Объект исследования – личность и ее особенности. Предмет исследования – стресс и его влияние на человека. Цель работы – рассмотреть современные представления о стрессе и методах его преодоления. Для достижения поставленной цели, были сформулированы такие задачи: 1. Рассмотреть историю изучения и современные представления о стрессе. 2. Изучить стадии развития стресса. 3. Проанализировать влияние стресса на жизнь человека. 4. Рассмотреть понятие о стрессоустойчивости. 5. Проанализировать пути преодоления стресса.
Введение…………………………………………………………………...3 1. Сущность и особенности стресса……………………………………...6 1.1. Стресс: история изучения и современные представления………....6 1.2. Стадии развития стресса…………………………………………….13 1.3. Влияние стресса на жизнь человека………………………………...15 Выводы…………………………………………………………………….20 2. Пути и методы преодоления негативного влияния стресса…………21 2.1. Понятие о стрессоустойчивости…………………………………….21 2.2. Преодоление стресса…………………………………………………25 Выводы…………………………………………………………………….30 Заключение………………………………………………………………..31 Список использованной литературы…………………………………….33
1. Агаджанян Н.А. Физиология человека. СПб.: Санатрон, 2008. – 510 с. 2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 240 с. 3. Войцицкий В. Психоэмоциональный стресс : виявление и механизм реализации / В. Войцицкий, О. Дешко, К. Верищагина, М. Капля // Биология и химия в школе. – № 56. – 2007. – С. 5–7. 4. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 243 с. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.; ЧеРо, Юрайт, 2009. – 470 с. 6. Гринберг Дж. Управлениие стрессом. – 7-е изд. / Дж. Гринберг. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с. 7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 441 с. 8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. психологические технологии управления состоянием человека. – М: Смысл, 2009. – 352 с. 9. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 430 с. 10. Никандров В.В. Психология: учебник /В.В.Никандров. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 290 с. 11. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под редакторши А. В. Пет-ровского. - М.; Просвещение, 2006. - 464 с. 12. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика – Пресс, 2007. – 440 с. 13. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[В.Н.Непопалов, В.Ф.Сопов, А.В.Родионов и др.; под ред. А.Н.Блеера]. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. 14. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: Речь, 2010. – 312 с. 15. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 2008. – 128 с. 16. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2009. – 272 с. 17. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика :учеб. пособие / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 362 с. 18. Цигульськая Т. Ф. Общая и прикладная психология. Как дпомочь себе и другим : курс лекций / Т. Ф. Цигульськая. – К. : Научная мысль, 2009. – 190 с. 19. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций /В.Б.Шапарь – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 362 с. 20. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – Мн. : Современное слово, 2008. – 582 с.