Введение
Актуальность темы. XX век стал для России эпохой невиданных перемен, отличающихся острыми политико-правовыми конфликтами, противостояниями и поисками компромиссов. На фоне подобных тенденций Федерация, как форма государственного устройства Российского государства с его территориальными масштабами и разнообразием экономических, политических и национальных особенностей регионов, жизненно необходима для сохранения единства и стабильности.
Соответственно, становление нового, постсоветского общества отражается на взаимоотношениях субъектов Федерации с федеральными органами власти. Структура правового пространства каждого отдельного субъекта Федерации образуется из двух составляющих: федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.
В этом двухуровневом срезе федеральные законы, действующие на всей территории Российской Федерации, обеспечивают единообразие регулирования общественных отношений в своей строго определенной сфере, непосредственно входят в систему законодательства субъекта Федерации и действуют в его правовом пространстве. При этом субъектам РФ необходимо обеспечить реальную самостоятельность их нормативно-правовых актов, изданных в рамках предметов ведения, которые относятся к исключительной компетенции регионов России. Прочность федерации определяется тем, что каждый субъект в лице федерального центра может найти поддержку собственным интересам, конечно же, не ущемляя права и законные интересы других субъектов.
Целью настоящей работы является изучение категории закона в контексте федеративного устройства Российской Федерации.
Введение 3
1. Закон как источник права, федеральное и региональное законодательство 4
2. Вопросы оптимизации соотношения федеральных и региональных законов 11
Заключение 17
Список использованных источников 18
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Белов А. Круглый стол \"Проблемы и перспективы деятельности областной Думы\" // Тюменские известия. 2004. 25 марта.
3. Ермоленко С.В. Федеральное и региональное законодательство: проблемы и перспективы развития // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия \"Юриспруденция\". Вып. 56, 2006.
4. Козлов А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти // Конституционный строй России. М.: ИГиПРАН, 1996. Вып. 3.
5. Маликов М.Ф. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. – Уфа: Гилем, 2008.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001 г. \"Не будет ни революций, ни контрреволюций\" // Российская газета. 2001. 4 апр.
7. Радько Т.Н. Теория государства и права. Издание 2. – М.: Проспект, 2009.
8. Сенякин И.Н. Соотношение федеральных и региональных начал в российском законодательстве: поиск оптимальных путей // Вестник Саратовской государственной академии права. № 3, 2008.
9. Собянин С. О согласованности федерального и регионального законодательства в Российской Федерации (проблемы теории и практики) // Хозяйство и право. № 1, 2007.
10. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. N 11.
11. Шипов В. Большего не просим, оставьте то, что есть // Российская Федерация сегодня. 2000. N 9.