Введение Технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, в настоящее время претерпевают значительные изменения. В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости хозяйствующей единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности. Термин «потенциал» пришел к нам из латинского языка. В словаре иностранных слов И.А. Васюковой термин толкуется как «мощь, сила». В Большой Советской Энциклопедии «потенциал» определяется так: «…средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. К предметным составляющим потенциала предприятия можно отнести: - рыночный потенциал – потенциальный спрос на продукцию и доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию предприятия, предприятие и рынок труда, предприятие и рынок факторов производства; - производственный потенциал – потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров; - финансовый потенциал – потенциальные финансовые показатели производства (прибыльность, ликвидность, платежеспособность), потенциальные инвестиционные возможности. Оценка рыночного потенциала на текущий момент времени уже детально исследована и описана многими авторами в процессе анализа перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки финансового и особенно производственного потенциала предприятия остается открытой. Состояние предприятия может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую -заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа. Объектом исследования является открытое акционерное общество Уссурийский таксопарк. Целью дипломной работы является выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов повышения финансовой устойчивости предприятия на основе оценки его финансового состояния. При этом необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические основы финансовой устойчивости и финансового состояния; - дать организационно-экономическую показателям деятельности ОАО Уссурийский таксопарк; - провести анализ финансового состояния исследуемого объекта, выявить резервы и финансовые проблемы организации; - разработать мероприятия по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия и повышению его финансовой устойчивости. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета предприятия за 2003 и 2004 г.г. В дипломной работе использованы методиуки анализа финансового состояния такие как методика Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Стояновой Е.С., Артеменко В.Г., Белендира М.В. и другие.
Введение 4 1. Порядок оценки финансового состояния предприятия 7 1.1. Содержание финансового анализа, его цели, методы и задачи 7 1.2. Порядок общего анализа финансового состояния предприятия 10 1.3. Порядок анализа финансовой устойчивости предприятия 12 1.4. Порядок анализа ликвидности структуры баланса 15 1.5. Методы расчета финансовых коэффициентов 17 1.6. Порядок анализа финансовых результатов деятельности предприятия 20 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25 2.1. Общая характеристика ОАО «Уссурийский таксопарк» 25 2.2. Организация основного и вспомогательного производства 26 2.3. Организационная структура управления предприятием 29 2.4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 33 2.4.1 Анализ основных технико-экономических показателей 33 2.4.2 Анализ эффективности использования активов 35 2.4.3 Анализ себестоимости услуг 38 2.5. Анализ финансового состояния 41 2.5.1 Общая оценка финансового состояния 41 2.5.2 Анализ прибыли и рентабельности 44 2.5.3 Анализ финансовой устойчивости 47 2.5.4 Анализ ликвидности и платежеспособности 52 2.6 Выводы по аналитической части 57 3. Оценка производственного и финансового потенциала ОАО «Уссурийский таксопарк» 60 3.1. Оценка производственного потенциала предприятия 60 3.1.1 Определение уровня производственного потенциала 66 3.2. Определение уровня финансового потенциала 67 3.3. Рекомендуемые мероприятия по повышению финансовой устойчивости общества 70 3.4. Расчет финансового состояния ОАО «Уссурийский таксопарк» в новых условиях деятельности 77 Заключение 81 Список литературы 84
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия», М: - «Дело и сервис», 1998г 2. Антикризисное управление: от банкротства — к финансовому оздоровлению/Под ред Г.П. Иванова. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.-456с. 3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика, 2002.-382с. 4. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р. Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 1999.-462с. 5. Брэддик У. Менеджмент в организации. — М.: Инфра-М, 1998.-264с. 6. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. — М.: Инфра-М, 1998.-233с. 7. Ворст И., Рееентлоу П. Экономика фирмы: Учебник. — М.: Высшая школа, 2003.-322с. 8. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/Под ред. Л.Е. Сгровского. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.-245с. 9. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. — М.: Финстатин-форм, 1999.-456с. 10. Графов А. В. Оценка финансово - экономического состояния предприятия, Финансы, 2001 г. 11. Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы. — М.: НПЦ «Крылья», 1996.-284с. 12. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. - М.: СОФИТ, 2000.-236с. 13. Дронов Р. И., Оценка финансового состояния предприятия. М:Финансы. и статистика, 2001г – 234с. 14. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1998.-412с. 15. Инвестирование в деятельности фирмы: Учеб. пособие /Под ред. С.Д. Строганова. –СПб.: “ВиТЭК”, 2003. –388с. 16. Козлов В.Д- Управление организацией. — М.: Экономика, 1999.-232с. 17. Кузьмина Т.И. Экономика малого бизнеса. — М.: МГУ, 2002.-236с. 18. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-455с. 19. Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. — М.: Высшая школа, 1993.-198с. 20. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. — М.: Владос, 2002.-212с. 21. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-322с. 22. Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В.М. Власовой — М.: Финансы и статистика, 1997.-288с. 23. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник. —М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.-212с. 24. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия М: «ЮНИТИ», 2000 г, 321с. 25. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-322с. 26. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-128с. 27. Румянцева В.П. и др. Менеджмент организаций. — М.: ИНФРА-М, 1998.-98с. 28. Савицкая Г. В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 4 издание, Минск, изд. Новое знание, 2000 г. 29. Слепов В., Попов Б. Ценообразование и менеджмент. — М,: Техническая школа бизнеса, 1999.-422с. 30. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. – Российская практика, М. «Перспектива», 2001 – 443с. 31. Стоянова Е.С. Финансы маркетинга. — М.: Перспектива, 2002.-344с. 32. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. — М.: Финансы и статистика, 1997.-520с. 33. Справочник директора предприятия/Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1998.-744с. 34. Теория и практика антикризисного управления: Учебник/Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.-384с. 35. Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. д. э. н. проф. Кибанова А.Я. — М.: Инфра-М, 1997.-220с. 36. Федорова А.А. «Выживание» в условиях рынка // ЭКО. 1999. №3. С.46-58. 37. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/Под ред. Л. А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-423с. 38. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. /Под ред. В.С.Старкова. –М.: «Инста»,1999.-256с. 39. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. –М.: «Финансы и статистика», 1999.-286с. 40. Чубаков Т.Н. Стратегия ценообразования. //Маркетинг. 1999. №5. С.56-64 41. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. –М.: «Инфра-М.»,1999.-176с. 42. Экономика и статистика фирм. / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: «Финансы и статистика», 1997. -364с. 43. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. В. Я. Горфинкеля. -М.: «Юнити»,1998.-742с.