Введение Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны. Финансовый план компании (в современном формате его понимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников) Выделение финансового планирования как особого вида планирования , обусловлено: - относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства; - активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство; - необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов. Необходимость решения этих задач обусловливает относительно сложную схему финансового планирования, в которую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В частности: - план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы; - финансовые планы производственного отделения, дочерних компаний, холдинга, ФПГ. При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левериджем. Финансовый рычаг – это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели. 1.Сущность финансового планирования коммерческой организации 1.1.Основные виды и методы финансового планирования Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов организаций и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать негативные последствия реализации избранных путей развития. Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости. Следующей особенностью финансового планирования как субъективного процесса разработки и выполнения плановых заданий это базирование на объективных условиях, учете действия экономических законов и закономерностей. Они оказывают влияние на установление основных направлений движения финансовых ресурсов, содержание финансовых планов, а также организацию данного процесса. В то же время от научного уровня финансового планирования, должной его организации, применения прогрессивных видов и методов планирования во многом будет зависеть рациональное использование всех ресурсов, действенность экономических рычагов, стимулов и благополучие коммерческой организации в целом [2, 34].
Введение 3 1.Сущность финансового планирования коммерческой организации 5 1.1.Основные виды и методы финансового планирования 5 1.2.Стадии финансового планирования 8 2.Анализ состояния финансового планирования предприятия ЗАО «Глобус LTD» 23 2.1.Анализ эффективности используемых методов финансового планирования на примере ЗАО «Глобус LTD» 23 2.2. Проблемы финансового планирования в компании. 30 2.3.Пути совершенствования финансового планирования в компании 35 Заключение 41 Литература 43
1. Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело и сервис, 2004. 256 с. 2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. 4. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху/Пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 2002. 5. Бизнес-план. Методические материалы/Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 1999. 6. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов/Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, изд. объединение "ЮНИТИ", 1997. 7. Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника –Центр, 2000. 8. Бланк И.А. Управление активами.-Киев:Ника-Центр,2000. 9. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера.-Киев.:Ника-Центр,2003. 10. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах.-Киев:Ника-Центр,2001. 11. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинь»,. 2002336 С. 12. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./гл.ред.серии Соколов Я. В. М.: Финансы и статистика, 2001. 800 С. 13. Ваханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2002. 14. Ворст, П. Ревентлоу. Экономика фирмы. изд. Высшая школа. 2003 г. 15. Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджент. Учебное пособие. С.-Пб., 2004. 449 С. 16. Гречикова И.Н. Менеджмент. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2003. 17. Грибачев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб.: Белл, 2004 18. Добров В. Н., Крышенинников В. И., Финансирование и кредитование в промышленности. - М., 2004. 19. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер.с английского В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 2004. 448 С. 20. Донцова А.В., Никифорова И.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «Дис», 2003. 197 С. 21. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: Интел-Синтез, 2001. 22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. 512 С. 23. Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. 192 С. 24. Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки. М.: ИКЦ Дис, 2004. 224 С. 25. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов по специальности Менеджмент в сфере услуг / Под ред. проф. Уколова. —- М.: Луч, 2005. 26. Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003. 192 С. 27. Основы предпринимательского дела. /Под. рук. Д. Э. Н. профессора Осипова Ю. М. - М., 2002.