Актуальность. Лыжные гонки - один из самых популярных видов лыжного спорта. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. В последние годы отмечено, что молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10-15 лет назад. Современная лыжная трасса предъявляет к физической подготовке лыжника-гонщика определенные требования. Чтобы успешно пройти дистанцию на высокой скорости, спортсмен должен быть хорошо физически подготовлен, то есть, быть сильным, выносливым, морально и тактически подготовленным, обладать хорошей техникой передвижения. Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту – снижению результатов в лыжных гонках. Изученность. В современной системе спортивной тренировки относительно воспитания выносливости спортсменов высокой квалификации сложилось многокомпонентное понятие, так как уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов: общая выносливость, скоростные возможности, продуктивность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата и др. (Озолин Н.Г., 1970; Зациорскмй В.М., 1970; Матвеев Л.П., 1991 и др.). Эти показатели имеют значение во многих видах спорта, но степень проявления каждого из них и их соотношение в каждом конкретном случае различны в зависимости от специфики спортивной деятельности. По мнению многих специалистов, к числу основных факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости в беге, плавании на длинные дистанции, лыжных гонках и других видах спорта, относятся объем физической нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки (Озолин Н.Г., 1970; Макаров А.Н., 1966; Дедковский С.М., 1974). В тренировке на выносливость стали использоваться дополнительные средства подготовки, например: тренировка в условиях среднегорья, в барокамере и т.д. В настоящее время ведущим положением современной методики тренировки спортсменов высокой квалификации является необходимость увеличения доли скоростной работы в общем объеме нагрузки (бег на средние дистанции, плавание, лыжные гонки и другие виды). Выполнение этого требования в целях повышения уровня развития специальной выносливости связано с поисками тех средств и методов тренировки, которые позволяли бы спортсмену освоить большой объем скоростных нагрузок уже в подготовительном периоде. Последнее вызывает необходимость пересмотра бытующих до сих пор взглядов на действенность использования тех или иных средств, методов и этапов в развитии выносливости в течении круглогодичного тренировочного процесса. Отмечая большое значение чередования скоростных нагрузок, многие авторы ограничиваются общими рекомендациями и не приводят конкретных данных о соотношении различных режимов тренировочной работы для эффективного воспитания специальной выносливости (Баранов В., Вакуров С.А., Булышев В.). В то же время М.П. Набатникова (1972), давая глубокий анализ литературных источников по данному вопросу, указывает, что другие специалисты или неоправданно завышают эти соотношения в пользу интенсивности или придают ведущее значение только значительному объему тренировочных нагрузок (Затопек Э., Куц В., Лидьярд А.). Новизна. В настоящее время актуальными вопросами спортивной практики становятся повышение эффективности методики развития силовой выносливости, управление тренировочным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах тренировочных воздействий и на основе полученных данных вносить коррективы в методику тренировочного процесса. Объект исследования – процесс развития у спортсменов выносливости на различных этапах тренировки. Предметом исследования данной работы является направленность и содержание методов воспитания выносливости у спортсменов в лыжных гонках. Цель работы – определить современные методические положения воспитания выносливости в лыжных гонках и установить адекватность средств ее развития на различных этапах круглогодичной тренировки спортсменов высокой квалификации. Задачи исследования: 1. Установить основные факторы, определяющие выносливость спортсменов в лыжных гонках. 2. Исследовать современные направления методик тренировки специальной выносливости. 3. Дать обоснование использования средств и методов развития выносливости на различных этапах тренировки высококвалифицированных спортсменов-лыжников. Основными методами исследования являлись: - анализ данных научно-методической литературы; - разработка моделей (проектирование) этапов тренировки выносливости в круглогодичной тренировке лыжников-гонщиков. Для решения поставленных задач нами был проведен анализ 19 источников научно-методической литературы и выполнено их обобщение в соответствии с вопросами дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1 Физиологические особенности воспитания выносливости в лыжных гонках………………………………………………………………. 6 1.1 Физиологические механизмы проявления выносливости в лыжных гонках……………………….……………………………………… 10 1.2 Аэробные и анаэробные возможности организма……………… 12 ГЛАВА 2 Средства и методы воспитания выносливости у спортсменов в лыжных гонках………………………………………………………………. 20 2.1. Выносливость спортсмена, ее виды и характеристика………… 20 2.2. Факторы специальной выносливости…………………………… 26 2.3. Методы воспитания аэробной выносливости…………………... 33 ГЛАВА 3 Методические направления в воспитании выносливости у спортсменов в круглогодичной тренировке……………………………….. 45 3.1. Методы воспитания выносливости в системе тренировки……. 45 3.2. Этапы воспитания выносливости……………………………….. 61 выводы…….………………………………………………………………. 71 Список источников…………………………………………………... 74
1. Арановский М.А. Гонки на лыжах : (совершенствование техники) / М.А. Арановский. - М. : Физкультура и спорт, 1968. – 70 с. 2. Бутин И.М. Лыжный спорт : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр "Академия", 2000. 3. Волков Н.И. Физиологические основы современных методов развития выносливости. – М., 1962. 4. Зациорский В.М. "Физические качества спортсмена", 1-е изд. –1966., 2-е изд. – 1970. 5. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. – М. : ФиС, 1981. 6. Зациорский В.М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. – М. : ФиС, 1982. 7. Масленников И.Б., Смирнов Г.А. Лыжные гонки. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Физкультура и спорт. 1999. С. 99-105 8. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика / И.Г. Огольцов. – М. : Физкультура и спорт, 1971. – 215 с. 9. Озолин Н.Г., Чхаидзе Л.В. //Теор. и практ. физ. культ. 1951. – № 5. – С. 339. 10. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника : учеб. для ин-тов физ. культуры / Т.И. Раменская. – М. : Спорт Академ Пресс, 2001. – 227 с. 11. Розенблат В.В. // Теор. и практ. физ. культ. 1958. – Т. 21. – вып. 3. – С. 195. 12. Сейлер С. Физиология лыжных гонок [Электронный ресурс] // Всероссийская федерация полиатлона : [сайт]. – [Б.м.]. – 2006. - URL: http://poliathlon.narod.ru/clauses2.html (08.05.08). 13. Современные проблемы техники в лыжных гонках : (коньковый ход и методика обучения юных лыжников-гонщиков) : обзор информ. / ВНИИ физ. культуры ; [подгот. К.Г. Хачкованяном]. – М. : Отд. исслед. и разраб. НТИ "Спорт", 1986. – 26 с. 14. Сорокин С.Г. Индивидуализация тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков : учеб. пособие / С.Г. Сорокин. – Омск, 1994. – 34 с. 15. Уткин В.Л. Биомеханика передвижения на лыжах и велосипеде // Биомеханика физических упражнений : [учеб. пособие для фак. физ. воспитания пед. ин-тов и для ин-тов физ. культуры] / В.Л. Уткин. – М., 1989. – Гл. 8 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://russtil1.narod.ru/utkin8.html (08.10.08). 16. Тюпа В.В., Травин Ю.Г., Гусейнов Ф.А. и др. // Теор. и практ. физ. культ. 1982. – № 4. – с. 11. 17. Тюпа В.В., Гусейнов Ф.А., Мироненко И.Н. // Теор. и практ. физ. культ. 1989. – № 2. – с. 33. 18. Чхаидзе Л.В. // Теор. и практ. физ. культ. 1948. – № 10. – с. 457. 19. Яковлев Н.Н., Александрова Г.В, Батунер Л.С. и др. // Физиологический журнал СССР. 1978. – Т. 64. – № 11. – с. 1510.