8 800 333-82-99 звонок бесплатный для России
+7 495 137-59-72 городской
(Нет отзывов)
19 страниц
2019-08-26
Новая

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (КГ), 30 заданий по 5 тестовых вопроса

В наличии
221 ₽

Задание 1. Вопрос 1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология? 1. очеловечивание; 2. обработка, возделывание; 3. украшение, развлечение; 4. просвещение, воспитание; 5. мир (Космос). Вопрос 2. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Культура родилась из культа. Истоки ее – сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»? 1. А. Молю; 2. А.Креберу; 3. Н. Рериху; 4. Н.Бердяеву; 5. В.Вундту Вопрос 3. Какая функция является главной среди жизненно важных функций, выполняемых культурой? 1. гносеологическая; 2. функция социализации человека; 3. методологическая; 4. семиотическая; 5. защитная. Вопрос 4. Что в себя включает функция социализации человека? 1. Формирование и воспитание человека с помощью традиций, обрядов, умений, навыков, ритуалов, ценностей данной культуры и цивилизации; 2. Формирование политического участия в жизни общества, политической действительности, политической системы, прав человека; 3. Формирование материальной культуры; 4. Формирование сознания, самосознания, способов выживания в природе и человеческом мире; 5. Учит жить и функционировать в индустриальном мире. Вопрос 5. Какая функция культуры способствует восстановлению физических и духовных сил человека? 1. регулятивная; 2. аксиологическая; 3. коммуникативная; 4. компенсаторная; 5. информационная. Задание 2 Вопрос 1. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? 1. общество; 2. культура; 3. техника; 4. образование; 5. искусство. Вопрос 2. Культуру можно представить в двух уровнях: 1. специализированном и обыденном; 2. элитарной и массовой культуры; 3. ценностное ядро культуры и периферийные слои; 4. высшем и низшем; 5. все перечисленное. Вопрос 3. Концепцию элитарности культуры разрабатывал: 1. Ф.Ницше; 2. Х.Ортега-и-Гассет); 3. Т.Элиот; 4. Н.ЯДанилевский; 5. К.Леви-Строс. Вопрос 4. Какие каналы связи существуют между специализированным уровнем культуры и культурой повседневности? 1. сфера образования; 2. учреждения культуры; 3. средства массовой информации; 4. религиозные центры; 5. все перечисленное. Вопрос 5. Какие основные составляющие входят в современную культуру? 1. Научно-техническая революция, информационное общество; 2. Религиозные ценности (включая образование, воспитание, искусство); 3. Религия, философия, мораль, искусство, научно-технические достижения, массовая культура; 4. Политическая культура, социология, культурология, история; 5. Художественная литература, театр, живопись, скульптура. Задание 3 Вопрос 1. Как называется одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества? 1. мораль; 2. религия; 3. искусство; 4. идеология; 5. мифология Вопрос 2. Какая форма культуры включает запреты на плохие поступки и действия людей? 1. право; 2. религия; 3. мораль; 4. идеология; 5. философия. Вопрос 3. Какая форма культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов? 1. религия; 2. мифология; 3. наука; 4. техника; 5. экономика. Вопрос 4. Какие религии относятся к мировым? 1. ислам, кришнаизм, бахаизм; 2. иудаизм, конфуцианство, мусульманство; 3. православие, католицизм, протестантизм; 4. буддизм, христианство, ислам; 5. даосизм, синтоизм, джайнизм Вопрос 5. Какой метод используется при анализе двух или нескольких культур на протяжении определенно¬го времени их развития, с учетом существующих взаимо¬связей и возможных противоречий? 1. диахронический метод; 2. сравнительно-исторический метод; 3. типологический метод; 4. синхронический метод; 5. биографический метод. Задание 4 Вопрос 1. Кто считается основоположником культурной антропологии? 1. Б.Малиновский; 2. Ф.Гребнер; 3. К.Леви-Строс; 4. М. Херсковиц; 5. Ф. Боас Вопрос 2. Какое направление изучения культуры большее внимание уделяет духовным феноменам культуры, историко-описательной ме¬тодологии исследования и выдвигает на первый план механизмы трансляции культурного опыта? 1. социальная антропология; 2. культурная антропология; 3. диффузионизм; 4. социологическая школа; 5. эволюционизм. Вопрос 3. Кто из ученых ввел термин «культурная конфигурация», обозначив им особый способ соединения (сцепления) эле¬ментов культуры, создающих единое целое культуры, и по¬лагая, что культурная конфигурация является следствием уникального исторического процесса? 1. М.Мид; 2. А. Кардинер; 3. Р. Бенедикт; 4. П. Сорокин; 5. С. Л. Франк. Вопрос 4. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и Л. Морган, Фергюссон? 1. дикость, варварство, цивилизация; 2. рабовладение, феодализм, капитализм; 3. прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время; 4. капитализм, социализм, коммунизм; 5. аграрно-традиционный, индустриальный и постиндустриальный Вопрос 5. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры? 1. М.Херсковиц; 2. А. Кардинер; 3. З.Фрейд; 4. Эванс-Притчард; 5. Эрих Фромм Задание 5 Вопрос 1. Что такое культурные архетипы? 1. типы архаической культуры; 2. типы мыслительных процессов; 3. базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни; 4. образы, сформированные под влиянием природных, исторических и политических факторов; 5. прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К.Юнга. Вопрос 2. Функцией знаковой системы не является: 1. функция передачи сообщения; 2. функция общения; 3. функция отражения действительности; 4. функция хранения информации; 5. функция выражения смысла. Вопрос 3. Какой язык относится к искусственным? 1. звуковой язык; 2. пластика тела; 3. мимика; 4. жесты; 5. язык живописи. Вопрос 4. Какие виды знаков выделяются в семиотике? 1. знаки-индексы; 2. знаки-символы; 3. знаки-копии; 4. знаки-признаки; 5. все перечисленные. Вопрос 5. Вербальные языки – это: 1. языки, в основе которых лежит слово; 2. языки мимики и жестов; 3. языки, основанные на цветовых сигналах; 4. языки, основанные на музыкальных сигналах; 5. языки графики и письма. Задание 6. Вопрос 1. Вопрос 1. Что означает понятие «ноосфера», введенное в научный обиход В. И.Вернадским? 1. тропосфера 2. стратосфера; 3. выс¬шая форма биосферы, решающим фактором развития которой является разумная деятельность человека; 4. открытое космическое пространство; 5. божественная сфера. Вопрос 2. Как называется книга французского ученого, теолога Тейяра де Шардена, в которой он развил учение о «ноосфере»? 1. «Закат Европы»; 2. «Постижение Истории»; 3. «Феномен человека»; 4. «Неудовлетворенность культурой»; 5. «Россия и Европа». Вопрос 3. В чем смысл перехода из биосферы в ноосферу по Т. де Шардену? 1. результатом такого перехода должна стать «сверхжизнь» - состояние полного окончания всех эволюционных процессов; 2. в результате такого перехода исчезнут все различия между людьми (расовые, религиозные, экономические); 3. в результате такого перехода человечество сольется в единое целое с природой и с Богом; 4. в результате такого перехода возникнет новый вид энергии, связанный с психической деятель¬ностью и разумом; 5. все перечисленное. Вопрос 4. Когда начинает формироваться личность человека, согласно представлениям А.Кардинера? 1. в преклонном возрасте; 2. в среднем возрасте; 3. в молодые годы; 4. в отрочестве; 5. сразу после рождения. Вопрос 5. Индивид, творчески порождаю¬щий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях име¬ющиеся формы, выступает как: 1. «продукт» культуры; 2. «потребитель» культуры; 3. «производитель» культуры; 4. «транслятор» культуры; 5. все перечисленное. Задание 7 Вопрос 1. Что означает понятие «цивилизация»? 1. уровень общественного развития; 2. ступень общественного развития, следующая за варварством; 3. последняя (заключительная) стадия развития культуры; 4. высокоразвитое общество, основанное на разумных началах, справедливости ; 5. данное понятие используется в научной литературе во всех перечисленных смыслах, в зависимости от взглядов автора; Вопрос 2. В результате чего возникла цивилизация? 1. в результате неолитической революции; 2. в результате научно-технической революции; 3. в результате культурной революции; 4. в результате техногенеза; 5. в результате развития искусства и литературы. Вопрос 3. Какие черты характерны для мировой цивилизации? 1. всеобщность и универсальность; 2. национальная самобытность и оригинальность; 3. неповторимость, уникальность, 4. неинерционность, беспорядок; 5. неустойчивость, подвижность. Вопрос 4. Какие типы цивилизаций выделяли ученые –востоковеды? 1. дописьменный, писменный, типографический, информационный; 2. египетский, азиатский, европейский; 3. матриархальный, патриархальный; 4. западный, восточный; 5. техногенный, психогенный. Вопрос 5. Как переводится латинское слово «цивилизация»? 1. техника; 2. наука; 3. общество; 4. природа; 5. искусство. Задание 8. Вопрос 1. К какому понятию относится следующее определение: «Группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп»? 1. социум; 2. этнос; 3. община; 4. класс; 5. слой. Вопрос 2. Как называется процесс начального возникновения какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей? 1. антропогенез; 2. этногенез; 3. социогенез; 4. аккультурация; 5. рефлексия. Вопрос 3. Назовите имя ученого, который считает, что культуры должны сохранить свою самобытность, выступает за «герметичность» и «непроницаемость»культур? 1. К. Леви-Строс; 2. Монтень; 3. Г.Спенсер; 4. Ж.Габино; 5. И.Кант. Вопрос 4. Назовите имя известного ученого, социолога, философа культуры, автора теории «волнообразного изменения культур»? 1. О.Шпенглер; 2. К.Ясперс; 3. Н.Гумилев; 4. Н.Данилевский; 5. П.Сорокин. Вопрос 5. В чем состоит теория «волнообразной динамики»? 1. Все изменения, которые происходят в культуре осуществляются не постепенно , а «накатываются», «как волны»; 2. изменения в одном типе культуры, как волны распространяются на все другие типы культур; 3. культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда к смешанному, и дальше к чувственному типу и обратно; 4. Все изменения, которые происходят в культуре осуществляются постепенно, а не волнообразно; 5. Все изменения, которые происходят в культуре осуществляются не постепенно, а скачками. Задание 9. Вопрос 1. Назовите автора теории локальных культур и цивилизаций? 1. Н. Михайловский; 2. К. Леонтьев; 3. Н. Данилевский; 4. Н. Бердяев; 5. Н. Гумилев. Вопрос 2. Какие типы одноосновных культур выделил Н.Я. Данилевский? 1. античный и западноевропейский; 2. восточный и западный; 3. греческий, римский и еврейский; 4. аграрный и индустриальный; 5. германо-романский и славянский. Вопрос 3. О. Шпенглер считал, что: 1. существуют типы культур полностью зависимые, и существуют те, которые находятся в сыновне-родственных отношениях; 2. все культуры, существующие на земле имеют единое начало, одну праматерь, из которой они все вышли. И у всех культур одни и те же духовные гены; 3. подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов; 4. абсолютно замкнутыми универсумами цивилизации были лишь до Нового времени, когда последние стали взаимозависимы и вступили в реальное взаимодействие; 5. каждая культура замкнута на себя, самодостаточна. Каждый культурно-исторический тип существует обособленно, изолировано. Локальная культура живет своей собственной, особой жизнью, обладает специфическим тактом, ритмом и вкусом. Нет исторической преемственности, влияния, взаимозависимости и диалога культур. Вопрос 4. Назовите имя известного ученого, философа, автора идеи универсальной гуманистической культуры «осевого времени». 1. Э. Гуссерль; 2. А. Тойнби; 3. К. Ясперс; 4. О. Шпенглер; 5. К. Маркс. Вопрос 5. Кто из мыслителей для различения типов культур использует мифологические образы? 1. И.Я. Бахофен; 2. Л. Фробениус; 3. Ф. Ницше; 4. О. Шпенглер; 5. К.Ясперс Задание 10 Вопрос 1. С какого периода, и в каких цивилизациях начинается развитие культуры на цивилизационной основе? 1. 150 тыс. лет назад. Существование у древнейших людей, племен колдовства, заговоров, заклинаний, складывание религий, сооружение жилищ, создание первых произведений искусств; 2. с V по XVII вв. - Индия, Китай, Западная средневековая Европа, Византия, Древняя Русь; 3. с XV в - эпоха Возрождения (Италия, Франция и другие европейские государства); 4. с IV тыс. до н. э. и до V в. н. э.: Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция и Рим; 5. с эпохи Просвещения - Франция. Вопрос 2. Назовите хронологические рамки «юношеского возраста человечества». 1. с V по XII вв.; 2. с XII по XV вв.; 3. с XV по XVII вв.; 4. с XVII по XVIII вв.; 5. с XVIII по XIX вв. Вопрос 3. В чем главный смысл гуманизма? 1. это выход на первое место развития науки, технологий, промышленная революция, колониализм; 2. это активное развитие философских знаний; 3. вера в Бога уступила место вере в человека и его разум. Самоутверждение человека. Человеческие и земные ценности превыше всего; 4. издание энциклопедий в Европе; 5. это экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты. Вопрос 4. Какую культуру представляет собой третий период развития культуры? 1. античную; 2. культуру эпохи Возрождения; 3. средневековую; 4. культуру Нового времени; 5. постиндустриальную. Вопрос 5. Какие проблемы, стоящие сегодня перед мировым культурным сообществом, требуют безотлагательного принятия мер? 1. экологическая и демографическая; 2. утрата людьми здоровья и материальный и культурный разрыв между народами; 3. истощение природных ресурсов и угроза термоядерной войны; 4. противоречия между развитием науки и нравственностью; 5. все перечисленное; Задание 11 Вопрос 1. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами? 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. магия; 5. политеизм. Вопрос 2. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них? 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. магия; 5. синкретизм. Вопрос 3. К какому понятию относится следующее определение: « Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным способом»? 1. фетишизм; 2. оккультизм; 3. религия; 4. магия; 5. язычество. Вопрос 4. Подберите правильное определение к понятию «анимизм»: 1. Поклонение неодушевленным предметам, которым предписываются сверхъестественные свойства; 2. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы; 3. вера в духов и души, управляющих людьми, предметами, явлениями окружающего мира; 4. вера в происхождение людей от животных и родство с ними; 5. все перечисленное. Вопрос 5. Какие важные изменения происходили в культуре в эпоху неолита? 1. Культура перестает быть единой и однородной, она распадается на множество этнических культур; произошла революция в экономике; переход от матриархата к патриархату; усложнение мифологии; широкие знания о мире, в том числе научные; усложнение искусства, развитие новых форм; ум самосовершенствуется; культура выводится из человека; 2. Развитие политической организации общества; 3. Развитие веры в сверхъестественное (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм); 4. Использование камня, дерева, краски, воды, приручение животных; 5. Рост производства предметов потребления, развитие поселков, торговых центров, повышение роли искусства в жизни племен. Задание 12. Вопрос 1. Сколько периодов выделяют в истории Древнего Египта? 1. Один; 2. Три; 3. Четыре; 4. Два; 5. Пять. Вопрос 2. Кто в религиозном культе египтян занимал первое место? 1. Обожествленный фараон. 2. Бог Луны, он же бог письменности 3. Бог Солнца - Ра, царь и отец богов. 4. Бог Осирис - бог смерти и воскрешения природы. 5. Исида - богиня плодородия и материнства. Вопрос 3. Что было выражением идеи бессмертия власти фараона? 1. сфинкс; 2. египетские пирамиды; 3. иероглифическое письмо; 4. мумификация; 5. храм. Вопрос 4. Какой памятник египетской архитектуры является символом Древнего Египта? 1. египетские пирамиды; 2. сфинкс, стерегущий пирамиду Хефрена; 3. скульптурный портрет Нифертити; 4. Александрийский маяк; 5. иероглифы. Вопрос 5. Из какого материала была построена знаменитая пирамида Хеопса? 1. из гранита; 2. из мрамора; 3. из кирпича; 4. из глины; 5. из известковых камней. Задание 13. Вопрос 1. Какая культура формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и была многослойной? 1. культура первобытного общества; 2. Египетская культура; 3. Античная культура; 4. культура Двуречья; 5. культура Древней Индии Вопрос 2. Что составляло основу экономики Шумера? 1. ремесла; 2. земледелие; 3. торговля; 4. искусство; 5. скотоводство. Вопрос 3. В какой период шумеры начинают использовать в строительстве арки и своды? 1. В начале III тыс. до н. э.; 2. В конце II тыс. до н. э.; 3. с середины III тыс. до н .э.; 4. в конце III тыс. до н. э.; 5. В начале IV тыс. до н. э. Вопрос 4. Какой памятник оставил после себя царь Вавилонии Хаммурапи? 1. Вавилонскую башню; 2. Висячие сады Семирамиды; 3. Законы Хаммурапи и базальтовый столб; 4. клинопись; 5. пирамиды. Вопрос 5. В каком государстве была создана крупнейшая на всем Ближнем Востоке библиотека? 1. Шумер; 2. Ассирия; 3. Вавилония; 4. Древняя Индия; 5. Древний Египет. Задание 14 Выбрать правильный ответ и отметить в карточке ответов: Вопрос 1. Как называлась цивилизация, обнаруженная археологами в долине реки Инд и относящаяся к III - II тыс. до н. э.? 1. Династия Маурья; 2. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы; 3. Династия Гуптов; 4. Санчи; 5. Гуддималам. Вопрос 2. Какой из верховных древнеиндийских божеств считался разрушителем Вселенной? 1. Будда; 2. Шива; 3. Брахма; 4. Вишну; 5. Пуруша. Вопрос 3. Какой памятник древнеиндийской литературы повествовал о борь¬бе за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, состоящий из 107 тысяч двустиший? 1. «Ригведа»; 2. «Рамаяна»; 3. «Махабхарата»; 4. «Панчатантра»; 5. «Камасутра». Вопрос 4. В какое время в Древней Индии возник Буддизм? 1. В середине I тыс. до н. э.; 2. Во II тыс. н. э; 3. В VI тыс. до н. э.; 4. В III тыс. до н. э; 5. В начале IV тыс. до н. э. Вопрос 5. Основой какой религии является учение перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну и Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил? 1. буддизм; 2. индуизм; 3. даосизм; 4. джайнизм; 5. зороастризм. Задание 15 Вопрос 1. Какая цивилизация сложилась позднее остальных - во II веке до н.э.? 1. Цивилизация Древнего Египта; 2. цивилизация Древней Индии; 3. цивилизация Месопотамии; 4. цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы 5. цивилизация Древнего Китая. Вопрос 2. Что олицетворяет положительное начало в философии даосизма? 1. «Ян»; 2. «Инь»; 3. «Дао» 4. «Дэ»; 5. «Ци». Вопрос 3. Какова главная цель даосизма? 1. указать путь к средоточию жизненного опыта; 2. обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного; 3. ценить в жизни долговечное и не умирающее; 4. не затемнять суетой великий покой бытия; 5. все перечисленное Вопрос 4. Кто является основателем даосизма? 1. Конфуций; 2. Лао-Цзы; 3. Мэн-Цзы; 4. Сюнь-Цзы; 5. Чжунь-Цзы. Вопрос 5. Какого вида искусства не существовало в арабомусульманской культуре? 1. архитектуры; 2. танца; 3. литературы; 4. музыки и поэзии; 5. живописи и скульптуры. Задание 16 Вопрос 1. Что означает термин «античность»? 1. История и культура Древней Греции и Древнего Рима; 2. История и культура Древнего Египта; 3. история и культура древнего Китая; 4. история и культура Двуречья; 5. история и культура доколумбовой Америки Вопрос 2. Кто такие эллины? 1. Боги; 2. жрецы; 3. жители Эллады; 4. мифические существа; 5. народы, не относящиеся к жителям древней Греции. Вопрос 3. Почему европейская философия, наука, культура постоянно обращаются к античной культуре как к своему источнику? 1. других источников не было; 2. Греки большое внимание уделяли техническим изобретениям, военному делу, войнам, создали много “чудес света; 3. все основы в области духовной культуры были заложены в античной культуре; 4. Политические достижения полиса имеют всемирно-историческое значение; 5. Религиозные представления греков отвечали потребностям западноевропейской культуры. Вопрос 4. Какому из понятий соответствует следующее определение, характерное для эллинистической культуры: « Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»? 1. генезис; 2. синкретизм; 3. аккультурация; 4. мимесис; 5. атараксия. Вопрос 5. Что такое катарсис? 1. система норм и правил; 2. очищение через страдание и страх; 3. гармония; 4. созвучие; 5. истощение. Задание 17 Вопрос 1. Как звали последнего этрусского царя, правившего Римом? 1. Сулла; 2. Тарквиний Гордый; 3. Цезарь; 4. Ливий Андроник; 5. Волтумна Вопрос 2. Что включали в систему ценностей и идеалов древние римляне? 1. возвышение роли и значения законов (право); 2. ставили общественные интересы выше личных; 3. патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея богоизбранности римского народа, Рим - высшая ценность, возвышение роли и значения законов (право), общественные интересы выше личных; 4. антагонизм между свободными гражданами и рабами; 5. почитание богов, идея богоизбранности римского народа. Вопрос 3. В чем проявляется эклектизм древнеримской культуры? 1. в отсутствии духовности, рационализме, жажде наживы и наслаждений; 2. в доступности всему населению империи, взаимозависимости и взаимодействии, открытости для других культур; 3. в аристократичности, интеллектуализме; 4. в огромном влиянии на развитие варварских народов; 5. в соединении этрусских, греческих и римских традиций и черт, свойственных культуре народов, покоренных Римом. Вопрос 4 Чьи достижения римляне копировали, обобщали и систематизировали? 1. китайские культурные достижения; 2. культуру древних греков; 3. древнеиндийскую культуру; 4. египетские религиозные представления ; 5. достижения древнекитайских ученых и философов. Вопрос 5. Кто из ученых древнего Рима создал геоцентрическую систему мира, кому принадлежат работы по математике, оптике и географии? 1. Гораций; 2. Тацит; 3. Птолемей; 4. Плиний Старший; 5. Гален. Задание 18 Вопрос 1. Как называлась культура, основанная в Восточной Римской империи? 1. византийская культура; 2. римская культура; 3. греческая культура; 4. мировая культура; 5. европейская культура. Вопрос 2. Какой город римляне именовали «Вторым Римом»? 1. Александрию; 2. Константинополь; 3. Равенну; 4. Фессалоники; 5. Антиохи. Вопрос 3. Благодаря какому философу и богослову христианство стало теорией? 1. Иоанну Златоусту; 2. Юстиниану; 3. Иоанну Дамаскину; 4. Феофану Греку; 5. Михаилу VIII . Вопрос 4. На какой период приходится первый расцвет византийской культуры? 1. V-VII в.в.; 2. XIV-XV вв. н. э; 3. XIII век; 4. XIII-IX в.в.; 5. I-IV вв. Вопрос 5. В чем значение византийской культуры для человечества? 1. В благотворном влиянии на становление и развитие Древнерусского Православия и культуры; 2. Способствовало развитию нравственности, образованности народов, созданию семьи, политической культуре многих народов; 3. В утверждении и развитии православного Христианства; 4. В развитии науки, рациональности, университетов, просвещенности высшего слоя западноевропейского общества; 5. Византия вывела Западную Европу из и исторического тупика и варварства. Задание 19 Вопрос 1. Назовите хронологические рамки европейского средневековья. 1. VI – VII вв..; 2. X- XV вв. ; 3. V – XVII вв.; 4. XVII – XVIII вв.; 5. XVII – XX вв. Вопрос 2. Как называется религиозное мировоззрение, господствовавшее в европейском средневековом обществе и ставящее над природой трансцендентную личность бога? 1. тотемизм; 2. теизм; 3. атеизм; 4. богоискательство; 5. символизм. Вопрос 3. Как называется западноевропейское искусство XII – XIV вв., которое, будучи преимущественно культовым, отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры? 1. барокко, 2. ренессанс; 3. романтизм; 4. готика; 5. рококо. Вопрос 4. Как называется сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях?. 1. «Песнь о Роланде»; 2. «Песнь о моем Сиде»; 3. «Старшая Эдда»; 4. «Поэма о Беовульфе»; 5. «Тристан и Изольда». Вопрос 5. Как назывались бродячие музыканты и поэты во Франции, особенностью творчества которых была яркая антиклерикальная направленность? 1. миннезинге¬рами; 2. трубадурами; 3. трауверами; 4. вагантами; 5. рыцарями. Задание 20 Вопрос 1. Какие признаки характерны для европейской средневековой культуры ? 1. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны мифологическим мировоззрением, в общественной жизни доминируют жрецы и культы; 2. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны религиозным мировоззрением, в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений; 3. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны философским мировоззрением, в общественной жизни доминирует рационализм и естествознание, культура тяготеет к демократизму и гуманизму; 4. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны онтологическим нигилизмом, в общественной жизни доминирует иррационализм и волюнтаризм, культура тяготеет к субъективизму, происходит дегуманизация культуры; 5. в европейской средневековой культуре не существовало морали, права, философии, образования, искусство находится в начальной стадии развития, в общественной жизни доминирует матриархат; Вопрос 2. Какое определение соответствует слову «схоластика»? 1. вера в сверхъестественное, божественное, сопровождаемая таинственными обрядами; 2. религиозное учение о конечной судьбе мира; 3. религиозно-мистическое учение о возможности путем особого умозрения и магических приемов вступить в непосредственное общение с потусторонним миром и достичь «познания божества»; 4. средневековая религиозно-идеалистическая философия, основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие; 5. идеалистическое философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного познания действительности. Вопрос 3. В каком стиле средневековой архитектуры построено здание городской ратуши в Брюсселе? 1. романском; 2. византийском; 3. мавританском; 4. готическом; 5. ни в одном из перечисленных. Вопрос 4. Какой стиль явился высшей ступенью средневековой культуры и первым в истории общеевропейским художественным стилем? 1. романский стиль; 2. готический стиль ; 3. мавританский стиль; 4. византийский стиль; 5. куртуазный стиль. Вопрос 5. Какие темы рыцарской и куртуазной поэзии были основными? 1. поэтическое воспевание повседневности; 2. воспевание военных подвигов; 3. воспевание и восхваление бога; 4. воспевание рыцарской чести, доблести, уважения к женщине; 5. воспевание потусторонней жизни. Задание 21 Вопрос 1. Каковы хронологические рамки эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе? 1. со II по XIV вв.; 2. с конца VII в. до н.э. по VII в.н.э.; 3. с XIV по XVI вв.; 4. c XVI по XVII вв.; 5. с XVII по XIX вв. Вопрос 2. Как называется мировоззрение, появившееся в эпоху Возрождения? 1. аскетизм; 2. классицизм; 3. пессимизм; 4. реализм; 5. гуманизм. Вопрос 3. Кто из названных представителей эпохи Возрождения сыграл важную роль в развитии литературы? 1. Данте Алигьери, Петрарка, Бокаччо; 2. Донателло, Леон Батиста Алберти; 3. Альд Мануций, Анри Этьен; 4. Иоганн Гуттенберг; 5. Леонардо Бруни, Флавио Биондо; Вопрос 4. Какая страна в первой половине XVI в. была центром гуманистической культуры? 1. Франция; 2. Англия; 3. Германия; 4. Италия; 5. Россия. Вопрос 5. Назовите имя великого итальянского художника и ученого, создавшего шедевры изобразительного искусства эпохи Возрождения и проявившего себя практически во всех областях научных знаний? 1. Микеланджело Буонаротти; 2. Рафаэль Санти; 3. Макиавелли; 4. Леонардо да Винчи; 5. Вечельо Тициан. Задание 22 Вопрос 1. Назовите новое направление христианства, в котором утверждалась личная связь человека с богом, отрицались посредники в виде церкви и священнослужителей, Признавался исключительный авторитет Библии, и которое стало результатом переосмысления роли человека в культуре и религии в эпоху Ренессанса? 1. католицизм; 2. гуманизм; 3. индивидуализм; 4. протестантизм; 5. православие. Вопрос 2. Какое произведение принадлежит кисти гениального мастера периода Высокого Ренессанса, которого называют первым рисовальщиком Италии? 1. «Тайная вечеря»; 2. «Мона Лиза»; 3. «Мадонна Конестабиле»; 4. «Сикстинская мадонна»; 5. «Страшный суд». Вопрос 3. Как называется направление общественной мысли XVII в., признающее разум основой познания и поведения людей? 1. гуманизм; 2. экзистенциализм; 3. сциентизм; 4. рационализм; 5. иррационализм. Вопрос 4. Назовите произведение, принесшее славу великому испанскому драматургу XVII в. Лопе де Вега? 1. «Утопия»; 2. «Опыты»; 3. «Король Лир»; 4. «Собака на сене»; 5. «Дон Кихот». Вопрос 5. Какие стили были господствующими в культуре XVII в.? 1. готический и романский; 2. барокко и классицизм; 3. рококо и романтизм; 4. импрессионизм и модерн; 5. постимпрессионизм и реализм. Задание 23 Вопрос 1. В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения, основоположника просветительского романтизма, культура критиковалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи, обличалось состояние всеобщей испорченности нравов. В искусстве он отстаивал культ естественного чувства, простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, подчинение личности высшему моральному долгу. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него? 1. И. Гардер; 2. Ж.Ж, Руссо; 3. Т. Джефферсон; 4. Т. Мор; 5. И. Кант. Вопрос 2. Что означает термин «сциентизм»? 1. форма первобытных религиозных верований; 2. философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей; 3. абсолютизация роли науки в системе культуры; 4. абсолютизация роли религии в системе культуры; 5. стиль изобразительного искусства эпохи Просвещения. Вопрос 3. Каковы были цели и идеалы эпохи Просвещения? 1. появление светских мотивов в культуре, интерес к культуре Древней Греции и Древнего Рима, в качестве идеала признавалась сильная, талантливая, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы; 2. вся культурная жизнь этого периода определялась религией, власть духовенства над умами чрезвычайно велика; 3. войны, завоевательные походы, воспевание насилия, покорение мира, боги- покровители и строгие судьи; 4. вера в могущество природы, обожествление ее сил и явлений вера в потусторонний мир, в возрождение после смерти; 5. свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, неприятие авторитетов, вера в мощь человеческого разума. Вопрос 4. Какое искусство переживает в эпоху Просвещения невиданный расцвет? 1. живопись; 2. театр; 3. архитектура; 4. музыка; 5. литература; Вопрос 5. В каком произведении Людвига Ван Бетховена, выступающего против всех сил угнетения, потрясающе выражен весь трагизм борьбы и революционное сознание композитора? 1. «Лунная соната»; 2. «Аппассионата»; 3. опера «Фиделио»; 4. «К Элизе» 5. увертюра «Эгмонт» Задание 24 Вопрос 1. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов ? 1. религия; 2. мифология; 3. наука; 4. техника; 5. искусство. Вопрос 2. С какими именами связаны достижения в философии в XIX в.? 1. Аламбер, Антуан, Аристотель, Бальзак; 2. Бекетов, Белый, Бергман, Байрон, Архимед; 3. Гегель, Фихте, Шопенгауэр, Ницше, Конт, Спенсер; 4. Бруни, Бэкон, Вагнер, Брейгель, Бируни; 5. Жерико, Диоген, Демосфен, Дефо, Ибсен, Глинка. Вопрос 3. Представителями какого направления в философии XIX в. были О.Конт, Г. Спенсер, Р.Авенариус, Э.Мах? 1. неотомизма; 2. рационализма; 3. экзистенциализма; 4. иррационализма; 5. позитивизма. Вопрос 4. Что объединяет эти имена: Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар? 1. представители символизма; 2. представители импрессионизма; 3. представители постимпрессионизма; 4. представители модернизма; 5. представители натурализма. Вопрос 5. Какой тип цивилизации сложился в XIX в.? 1. доиндустриальный; 2. индустриальный; 3. постиндустриальный ; 4. аграрный; 5. научно-технический. Задание 25 Вопрос 1. Какие тенденции характерны для науки XX в.? 1. интегративность; 2. системность; 3. комплексный подход; 4. экологизация; 5. все перечисленное. Вопрос 2. Реализм - это? 1. течение в литературе и искусстве, для которого характерны культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация; 2. правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного искусства; 3. идейно-художественное направление, основанное на идеях рационализма, выражавшее стремление к возвышенным, героическим нравственным идеалам; 4. направление в искусстве, основанное на выражении творческих идей посредством символов; 5. направление в искусстве, отличающееся монументальностью форм, обилием декоративных украшений.. Вопрос 3. Какие виды искусства появились в XX в. на основе синтеза искусства и техники? 1. балет; 2. театр; 3. кино; 4. музыка; 5. скульптура. Вопрос 4. Какое понятие в отличие от понятия, обозначающего культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, используется для обозначения культуры, распространяющей духовные и материальные ценности, ориентированные на массового потребителя с «усредненным» уровнем развития? 1. элитарная культура; 2. массовая культура; 3. традиционная культура; 4. архаическая культура; 5. народная культура. Вопрос 5. Как называется концепция, согласно которой ускорение общественного и научно-технического развития объединяет людей, стирает различия между ними; нивелирует личность человека; само общество становится массовым? 1. «индустриального общества»; 2. «постиндустриального общества»; 3. «технотронного общества»; 4. «информационного общества»; 5. «сверхиндустриального общества». Задание 26 Вопрос 1. С чем было связано противопоставление жизни и смерти у древних славян? 1. правая и левая стороны; 2. правда и кривда; 3. верх и низ; 4. день и ночь; 5. запад и восток. Вопрос 2. Какой тип культуры восточных славян создал мир, в котором не было неразрешимых противоречий между повседневностью и идеалом, человеком и Богом? 1. языческий; 2. христианский; 3. античный; 4. древнерусский; 5. славянский; Вопрос 3. Как называется понятие, сопровождающееся произнесением заговоров, заклинаний, пением и плясками, приношением даров богам, которое проводилось в важные моменты жизни и деятельности древних славян? 1. традиция; 2. праздник; 3. ритуал; 4. обряд; 5. обычай. Вопрос 4. Какое произведение, не сохранившееся до наших дней, описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. – конца I тыс. н.э. ? 1. «Повесть временных лет»; 2. «Велесова книга»; 3. «Слово о полку Игореве»; 4. «Русская Правда»; 5. «Остромирово Евангелие». Вопрос 5. Какой языческий бог, по верованиям древних славян, был творцом Вселенной? 1. Ярило; 2. Купала; 3. Род; 4. Сварог; 5. Велес; Задание 27 Вопрос 1. Какое произведение, написанное в XIV в. рязанцем Софонием, посвящено победе на Куликовом поле? 1. «Сказание о граде Китеже» 2. «Задонщина» 3. «Слово о полку Игореве» 4. «Житие Александра Невского» 5. «Повесть о взятии Батыем города Владимира». Вопрос 2. Кисти какого выдающегося художника XIV в. принадлежат иконы «Троица», апостолов Павла и Михаила,

Задание 1. Вопрос 1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология? 1. очеловечивание; 2. обработка, возделывание; 3. украшение, развлечение; 4. просвещение, воспитание; 5. мир (Космос). Вопрос 2. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Культура родилась из культа. Истоки ее – сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»? 1. А. Молю; 2. А.Креберу; 3. Н. Рериху; 4. Н.Бердяеву; 5. В.Вундту Вопрос 3. Какая функция является главной среди жизненно важных функций, выполняемых культурой? 1. гносеологическая; 2. функция социализации человека; 3. методологическая; 4. семиотическая; 5. защитная. Вопрос 4. Что в себя включает функция социализации человека? 1. Формирование и воспитание человека с помощью традиций, обрядов, умений, навыков, ритуалов, ценностей данной культуры и цивилизации; 2. Формирование политического участия в жизни общества, политической действительности, политической системы, прав человека; 3. Формирование материальной культуры; 4. Формирование сознания, самосознания, способов выживания в природе и человеческом мире; 5. Учит жить и функционировать в индустриальном мире. Вопрос 5. Какая функция культуры способствует восстановлению физических и духовных сил человека? 1. регулятивная; 2. аксиологическая; 3. коммуникативная; 4. компенсаторная; 5. информационная. Задание 2 Вопрос 1. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? 1. общество; 2. культура; 3. техника; 4. образование; 5. искусство. Вопрос 2. Культуру можно представить в двух уровнях: 1. специализированном и обыденном; 2. элитарной и массовой культуры; 3. ценностное ядро культуры и периферийные слои; 4. высшем и низшем; 5. все перечисленное. Вопрос 3. Концепцию элитарности культуры разрабатывал: 1. Ф.Ницше; 2. Х.Ортега-и-Гассет); 3. Т.Элиот; 4. Н.ЯДанилевский; 5. К.Леви-Строс. Вопрос 4. Какие каналы связи существуют между специализированным уровнем культуры и культурой повседневности? 1. сфера образования; 2. учреждения культуры; 3. средства массовой информации; 4. религиозные центры; 5. все перечисленное. Вопрос 5. Какие основные составляющие входят в современную культуру? 1. Научно-техническая революция, информационное общество; 2. Религиозные ценности (включая образование, воспитание, искусство); 3. Религия, философия, мораль, искусство, научно-технические достижения, массовая культура; 4. Политическая культура, социология, культурология, история; 5. Художественная литература, театр, живопись, скульптура. Задание 3 Вопрос 1. Как называется одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества? 1. мораль; 2. религия; 3. искусство; 4. идеология; 5. мифология Вопрос 2. Какая форма культуры включает запреты на плохие поступки и действия людей? 1. право; 2. религия; 3. мораль; 4. идеология; 5. философия. Вопрос 3. Какая форма культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов? 1. религия; 2. мифология; 3. наука; 4. техника; 5. экономика. Вопрос 4. Какие религии относятся к мировым? 1. ислам, кришнаизм, бахаизм; 2. иудаизм, конфуцианство, мусульманство; 3. православие, католицизм, протестантизм; 4. буддизм, христианство, ислам; 5. даосизм, синтоизм, джайнизм Вопрос 5. Какой метод используется при анализе двух или нескольких культур на протяжении определенно¬го времени их развития, с учетом существующих взаимо¬связей и возможных противоречий? 1. диахронический метод; 2. сравнительно-исторический метод; 3. типологический метод; 4. синхронический метод; 5. биографический метод. Задание 4 Вопрос 1. Кто считается основоположником культурной антропологии? 1. Б.Малиновский; 2. Ф.Гребнер; 3. К.Леви-Строс; 4. М. Херсковиц; 5. Ф. Боас Вопрос 2. Какое направление изучения культуры большее внимание уделяет духовным феноменам культуры, историко-описательной ме¬тодологии исследования и выдвигает на первый план механизмы трансляции культурного опыта? 1. социальная антропология; 2. культурная антропология; 3. диффузионизм; 4. социологическая школа; 5. эволюционизм. Вопрос 3. Кто из ученых ввел термин «культурная конфигурация», обозначив им особый способ соединения (сцепления) эле¬ментов культуры, создающих единое целое культуры, и по¬лагая, что культурная конфигурация является следствием уникального исторического процесса? 1. М.Мид; 2. А. Кардинер; 3. Р. Бенедикт; 4. П. Сорокин; 5. С. Л. Франк. Вопрос 4. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и Л. Морган, Фергюссон? 1. дикость, варварство, цивилизация; 2. рабовладение, феодализм, капитализм; 3. прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время; 4. капитализм, социализм, коммунизм; 5. аграрно-традиционный, индустриальный и постиндустриальный Вопрос 5. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры? 1. М.Херсковиц; 2. А. Кардинер; 3. З.Фрейд; 4. Эванс-Притчард; 5. Эрих Фромм Задание 5 Вопрос 1. Что такое культурные архетипы? 1. типы архаической культуры; 2. типы мыслительных процессов; 3. базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни; 4. образы, сформированные под влиянием природных, исторических и политических факторов; 5. прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К.Юнга. Вопрос 2. Функцией знаковой системы не является: 1. функция передачи сообщения; 2. функция общения; 3. функция отражения действительности; 4. функция хранения информации; 5. функция выражения смысла. Вопрос 3. Какой язык относится к искусственным? 1. звуковой язык; 2. пластика тела; 3. мимика; 4. жесты; 5. язык живописи. Вопрос 4. Какие виды знаков выделяются в семиотике? 1. знаки-индексы; 2. знаки-символы; 3. знаки-копии; 4. знаки-признаки; 5. все перечисленные. Вопрос 5. Вербальные языки – это: 1. языки, в основе которых лежит слово; 2. языки мимики и жестов; 3. языки, основанные на цветовых сигналах; 4. языки, основанные на музыкальных сигналах; 5. языки графики и письма. Задание 6. Вопрос 1. Вопрос 1. Что означает понятие «ноосфера», введенное в научный обиход В. И.Вернадским? 1. тропосфера 2. стратосфера; 3. выс¬шая форма биосферы, решающим фактором развития которой является разумная деятельность человека; 4. открытое космическое пространство; 5. божественная сфера. Вопрос 2. Как называется книга французского ученого, теолога Тейяра де Шардена, в которой он развил учение о «ноосфере»? 1. «Закат Европы»; 2. «Постижение Истории»; 3. «Феномен человека»; 4. «Неудовлетворенность культурой»; 5. «Россия и Европа». Вопрос 3. В чем смысл перехода из биосферы в ноосферу по Т. де Шардену? 1. результатом такого перехода должна стать «сверхжизнь» - состояние полного окончания всех эволюционных процессов; 2. в результате такого перехода исчезнут все различия между людьми (расовые, религиозные, экономические); 3. в результате такого перехода человечество сольется в единое целое с природой и с Богом; 4. в результате такого перехода возникнет новый вид энергии, связанный с психической деятель¬ностью и разумом; 5. все перечисленное. Вопрос 4. Когда начинает формироваться личность человека, согласно представлениям А.Кардинера? 1. в преклонном возрасте; 2. в среднем возрасте; 3. в молодые годы; 4. в отрочестве; 5. сразу после рождения. Вопрос 5. Индивид, творчески порождаю¬щий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях име¬ющиеся формы, выступает как: 1. «продукт» культуры; 2. «потребитель» культуры; 3. «производитель» культуры; 4. «транслятор» культуры; 5. все перечисленное. Задание 7 Вопрос 1. Что означает понятие «цивилизация»? 1. уровень общественного развития; 2. ступень общественного развития, следующая за варварством; 3. последняя (заключительная) стадия развития культуры; 4. высокоразвитое общество, основанное на разумных началах, справедливости ; 5. данное понятие используется в научной литературе во всех перечисленных смыслах, в зависимости от взглядов автора; Вопрос 2. В результате чего возникла цивилизация? 1. в результате неолитической революции; 2. в результате научно-технической революции; 3. в результате культурной революции; 4. в результате техногенеза; 5. в результате развития искусства и литературы. Вопрос 3. Какие черты характерны для мировой цивилизации? 1. всеобщность и универсальность; 2. национальная самобытность и оригинальность; 3. неповторимость, уникальность, 4. неинерционность, беспорядок; 5. неустойчивость, подвижность. Вопрос 4. Какие типы цивилизаций выделяли ученые –востоковеды? 1. дописьменный, писменный, типографический, информационный; 2. египетский, азиатский, европейский; 3. матриархальный, патриархальный; 4. западный, восточный; 5. техногенный, психогенный. Вопрос 5. Как переводится латинское слово «цивилизация»? 1. техника; 2. наука; 3. общество; 4. природа; 5. искусство. Задание 8. Вопрос 1. К какому понятию относится следующее определение: «Группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп»? 1. социум; 2. этнос; 3. община; 4. класс; 5. слой. Вопрос 2. Как называется процесс начального возникновения какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей? 1. антропогенез; 2. этногенез; 3. социогенез; 4. аккультурация; 5. рефлексия. Вопрос 3. Назовите имя ученого, который считает, что культуры должны сохранить свою самобытность, выступает за «герметичность» и «непроницаемость»культур? 1. К. Леви-Строс; 2. Монтень; 3. Г.Спенсер; 4. Ж.Габино; 5. И.Кант. Вопрос 4. Назовите имя известного ученого, социолога, философа культуры, автора теории «волнообразного изменения культур»? 1. О.Шпенглер; 2. К.Ясперс; 3. Н.Гумилев; 4. Н.Данилевский; 5. П.Сорокин. Вопрос 5. В чем состоит теория «волнообразной динамики»? 1. Все изменения, которые происходят в культуре осуществляются не постепенно , а «накатываются», «как волны»; 2. изменения в одном типе культуры, как волны распространяются на все другие типы культур; 3. культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда к смешанному, и дальше к чувственному типу и обратно; 4. Все изменения, которые происходят в культуре осуществляются постепенно, а не волнообразно; 5. Все изменения, которые происходят в культуре осуществляются не постепенно, а скачками. Задание 9. Вопрос 1. Назовите автора теории локальных культур и цивилизаций? 1. Н. Михайловский; 2. К. Леонтьев; 3. Н. Данилевский; 4. Н. Бердяев; 5. Н. Гумилев. Вопрос 2. Какие типы одноосновных культур выделил Н.Я. Данилевский? 1. античный и западноевропейский; 2. восточный и западный; 3. греческий, римский и еврейский; 4. аграрный и индустриальный; 5. германо-романский и славянский. Вопрос 3. О. Шпенглер считал, что: 1. существуют типы культур полностью зависимые, и существуют те, которые находятся в сыновне-родственных отношениях; 2. все культуры, существующие на земле имеют единое начало, одну праматерь, из которой они все вышли. И у всех культур одни и те же духовные гены; 3. подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов; 4. абсолютно замкнутыми универсумами цивилизации были лишь до Нового времени, когда последние стали взаимозависимы и вступили в реальное взаимодействие; 5. каждая культура замкнута на себя, самодостаточна. Каждый культурно-исторический тип существует обособленно, изолировано. Локальная культура живет своей собственной, особой жизнью, обладает специфическим тактом, ритмом и вкусом. Нет исторической преемственности, влияния, взаимозависимости и диалога культур. Вопрос 4. Назовите имя известного ученого, философа, автора идеи универсальной гуманистической культуры «осевого времени». 1. Э. Гуссерль; 2. А. Тойнби; 3. К. Ясперс; 4. О. Шпенглер; 5. К. Маркс. Вопрос 5. Кто из мыслителей для различения типов культур использует мифологические образы? 1. И.Я. Бахофен; 2. Л. Фробениус; 3. Ф. Ницше; 4. О. Шпенглер; 5. К.Ясперс Задание 10 Вопрос 1. С какого периода, и в каких цивилизациях начинается развитие культуры на цивилизационной основе? 1. 150 тыс. лет назад. Существование у древнейших людей, племен колдовства, заговоров, заклинаний, складывание религий, сооружение жилищ, создание первых произведений искусств; 2. с V по XVII вв. - Индия, Китай, Западная средневековая Европа, Византия, Древняя Русь; 3. с XV в - эпоха Возрождения (Италия, Франция и другие европейские государства); 4. с IV тыс. до н. э. и до V в. н. э.: Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция и Рим; 5. с эпохи Просвещения - Франция. Вопрос 2. Назовите хронологические рамки «юношеского возраста человечества». 1. с V по XII вв.; 2. с XII по XV вв.; 3. с XV по XVII вв.; 4. с XVII по XVIII вв.; 5. с XVIII по XIX вв. Вопрос 3. В чем главный смысл гуманизма? 1. это выход на первое место развития науки, технологий, промышленная революция, колониализм; 2. это активное развитие философских знаний; 3. вера в Бога уступила место вере в человека и его разум. Самоутверждение человека. Человеческие и земные ценности превыше всего; 4. издание энциклопедий в Европе; 5. это экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты. Вопрос 4. Какую культуру представляет собой третий период развития культуры? 1. античную; 2. культуру эпохи Возрождения; 3. средневековую; 4. культуру Нового времени; 5. постиндустриальную. Вопрос 5. Какие проблемы, стоящие сегодня перед мировым культурным сообществом, требуют безотлагательного принятия мер? 1. экологическая и демографическая; 2. утрата людьми здоровья и материальный и культурный разрыв между народами; 3. истощение природных ресурсов и угроза термоядерной войны; 4. противоречия между развитием науки и нравственностью; 5. все перечисленное; Задание 11 Вопрос 1. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами? 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. магия; 5. политеизм. Вопрос 2. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них? 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. магия; 5. синкретизм. Вопрос 3. К какому понятию относится следующее определение: « Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным способом»? 1. фетишизм; 2. оккультизм; 3. религия; 4. магия; 5. язычество. Вопрос 4. Подберите правильное определение к понятию «анимизм»: 1. Поклонение неодушевленным предметам, которым предписываются сверхъестественные свойства; 2. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы; 3. вера в духов и души, управляющих людьми, предметами, явлениями окружающего мира; 4. вера в происхождение людей от животных и родство с ними; 5. все перечисленное. Вопрос 5. Какие важные изменения происходили в культуре в эпоху неолита? 1. Культура перестает быть единой и однородной, она распадается на множество этнических культур; произошла революция в экономике; переход от матриархата к патриархату; усложнение мифологии; широкие знания о мире, в том числе научные; усложнение искусства, развитие новых форм; ум самосовершенствуется; культура выводится из человека; 2. Развитие политической организации общества; 3. Развитие веры в сверхъестественное (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм); 4. Использование камня, дерева, краски, воды, приручение животных; 5. Рост производства предметов потребления, развитие поселков, торговых центров, повышение роли искусства в жизни племен. Задание 12. Вопрос 1. Сколько периодов выделяют в истории Древнего Египта? 1. Один; 2. Три; 3. Четыре; 4. Два; 5. Пять. Вопрос 2. Кто в религиозном культе египтян занимал первое место? 1. Обожествленный фараон. 2. Бог Луны, он же бог письменности 3. Бог Солнца - Ра, царь и отец богов. 4. Бог Осирис - бог смерти и воскрешения природы. 5. Исида - богиня плодородия и материнства. Вопрос 3. Что было выражением идеи бессмертия власти фараона? 1. сфинкс; 2. египетские пирамиды; 3. иероглифическое письмо; 4. мумификация; 5. храм. Вопрос 4. Какой памятник египетской архитектуры является символом Древнего Египта? 1. египетские пирамиды; 2. сфинкс, стерегущий пирамиду Хефрена; 3. скульптурный портрет Нифертити; 4. Александрийский маяк; 5. иероглифы. Вопрос 5. Из какого материала была построена знаменитая пирамида Хеопса? 1. из гранита; 2. из мрамора; 3. из кирпича; 4. из глины; 5. из известковых камней. Задание 13. Вопрос 1. Какая культура формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и была многослойной? 1. культура первобытного общества; 2. Египетская культура; 3. Античная культура; 4. культура Двуречья; 5. культура Древней Индии Вопрос 2. Что составляло основу экономики Шумера? 1. ремесла; 2. земледелие; 3. торговля; 4. искусство; 5. скотоводство. Вопрос 3. В какой период шумеры начинают использовать в строительстве арки и своды? 1. В начале III тыс. до н. э.; 2. В конце II тыс. до н. э.; 3. с середины III тыс. до н .э.; 4. в конце III тыс. до н. э.; 5. В начале IV тыс. до н. э. Вопрос 4. Какой памятник оставил после себя царь Вавилонии Хаммурапи? 1. Вавилонскую башню; 2. Висячие сады Семирамиды; 3. Законы Хаммурапи и базальтовый столб; 4. клинопись; 5. пирамиды. Вопрос 5. В каком государстве была создана крупнейшая на всем Ближнем Востоке библиотека? 1. Шумер; 2. Ассирия; 3. Вавилония; 4. Древняя Индия; 5. Древний Египет. Задание 14 Выбрать правильный ответ и отметить в карточке ответов: Вопрос 1. Как называлась цивилизация, обнаруженная археологами в долине реки Инд и относящаяся к III - II тыс. до н. э.? 1. Династия Маурья; 2. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы; 3. Династия Гуптов; 4. Санчи; 5. Гуддималам. Вопрос 2. Какой из верховных древнеиндийских божеств считался разрушителем Вселенной? 1. Будда; 2. Шива; 3. Брахма; 4. Вишну; 5. Пуруша. Вопрос 3. Какой памятник древнеиндийской литературы повествовал о борь¬бе за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, состоящий из 107 тысяч двустиший? 1. «Ригведа»; 2. «Рамаяна»; 3. «Махабхарата»; 4. «Панчатантра»; 5. «Камасутра». Вопрос 4. В какое время в Древней Индии возник Буддизм? 1. В середине I тыс. до н. э.; 2. Во II тыс. н. э; 3. В VI тыс. до н. э.; 4. В III тыс. до н. э; 5. В начале IV тыс. до н. э. Вопрос 5. Основой какой религии является учение перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну и Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил? 1. буддизм; 2. индуизм; 3. даосизм; 4. джайнизм; 5. зороастризм. Задание 15 Вопрос 1. Какая цивилизация сложилась позднее остальных - во II веке до н.э.? 1. Цивилизация Древнего Египта; 2. цивилизация Древней Индии; 3. цивилизация Месопотамии; 4. цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы 5. цивилизация Древнего Китая. Вопрос 2. Что олицетворяет положительное начало в философии даосизма? 1. «Ян»; 2. «Инь»; 3. «Дао» 4. «Дэ»; 5. «Ци». Вопрос 3. Какова главная цель даосизма? 1. указать путь к средоточию жизненного опыта; 2. обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного; 3. ценить в жизни долговечное и не умирающее; 4. не затемнять суетой великий покой бытия; 5. все перечисленное Вопрос 4. Кто является основателем даосизма? 1. Конфуций; 2. Лао-Цзы; 3. Мэн-Цзы; 4. Сюнь-Цзы; 5. Чжунь-Цзы. Вопрос 5. Какого вида искусства не существовало в арабомусульманской культуре? 1. архитектуры; 2. танца; 3. литературы; 4. музыки и поэзии; 5. живописи и скульптуры. Задание 16 Вопрос 1. Что означает термин «античность»? 1. История и культура Древней Греции и Древнего Рима; 2. История и культура Древнего Египта; 3. история и культура древнего Китая; 4. история и культура Двуречья; 5. история и культура доколумбовой Америки Вопрос 2. Кто такие эллины? 1. Боги; 2. жрецы; 3. жители Эллады; 4. мифические существа; 5. народы, не относящиеся к жителям древней Греции. Вопрос 3. Почему европейская философия, наука, культура постоянно обращаются к античной культуре как к своему источнику? 1. других источников не было; 2. Греки большое внимание уделяли техническим изобретениям, военному делу, войнам, создали много “чудес света; 3. все основы в области духовной культуры были заложены в античной культуре; 4. Политические достижения полиса имеют всемирно-историческое значение; 5. Религиозные представления греков отвечали потребностям западноевропейской культуры. Вопрос 4. Какому из понятий соответствует следующее определение, характерное для эллинистической культуры: « Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»? 1. генезис; 2. синкретизм; 3. аккультурация; 4. мимесис; 5. атараксия. Вопрос 5. Что такое катарсис? 1. система норм и правил; 2. очищение через страдание и страх; 3. гармония; 4. созвучие; 5. истощение. Задание 17 Вопрос 1. Как звали последнего этрусского царя, правившего Римом? 1. Сулла; 2. Тарквиний Гордый; 3. Цезарь; 4. Ливий Андроник; 5. Волтумна Вопрос 2. Что включали в систему ценностей и идеалов древние римляне? 1. возвышение роли и значения законов (право); 2. ставили общественные интересы выше личных; 3. патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея богоизбранности римского народа, Рим - высшая ценность, возвышение роли и значения законов (право), общественные интересы выше личных; 4. антагонизм между свободными гражданами и рабами; 5. почитание богов, идея богоизбранности римского народа. Вопрос 3. В чем проявляется эклектизм древнеримской культуры? 1. в отсутствии духовности, рационализме, жажде наживы и наслаждений; 2. в доступности всему населению империи, взаимозависимости и взаимодействии, открытости для других культур; 3. в аристократичности, интеллектуализме; 4. в огромном влиянии на развитие варварских народов; 5. в соединении этрусских, греческих и римских традиций и черт, свойственных культуре народов, покоренных Римом. Вопрос 4 Чьи достижения римляне копировали, обобщали и систематизировали? 1. китайские культурные достижения; 2. культуру древних греков; 3. древнеиндийскую культуру; 4. египетские религиозные представления ; 5. достижения древнекитайских ученых и философов. Вопрос 5. Кто из ученых древнего Рима создал геоцентрическую систему мира, кому принадлежат работы по математике, оптике и географии? 1. Гораций; 2. Тацит; 3. Птолемей; 4. Плиний Старший; 5. Гален. Задание 18 Вопрос 1. Как называлась культура, основанная в Восточной Римской империи? 1. византийская культура; 2. римская культура; 3. греческая культура; 4. мировая культура; 5. европейская культура. Вопрос 2. Какой город римляне именовали «Вторым Римом»? 1. Александрию; 2. Константинополь; 3. Равенну; 4. Фессалоники; 5. Антиохи. Вопрос 3. Благодаря какому философу и богослову христианство стало теорией? 1. Иоанну Златоусту; 2. Юстиниану; 3. Иоанну Дамаскину; 4. Феофану Греку; 5. Михаилу VIII . Вопрос 4. На какой период приходится первый расцвет византийской культуры? 1. V-VII в.в.; 2. XIV-XV вв. н. э; 3. XIII век; 4. XIII-IX в.в.; 5. I-IV вв. Вопрос 5. В чем значение византийской культуры для человечества? 1. В благотворном влиянии на становление и развитие Древнерусского Православия и культуры; 2. Способствовало развитию нравственности, образованности народов, созданию семьи, политической культуре многих народов; 3. В утверждении и развитии православного Христианства; 4. В развитии науки, рациональности, университетов, просвещенности высшего слоя западноевропейского общества; 5. Византия вывела Западную Европу из и исторического тупика и варварства. Задание 19 Вопрос 1. Назовите хронологические рамки европейского средневековья. 1. VI – VII вв..; 2. X- XV вв. ; 3. V – XVII вв.; 4. XVII – XVIII вв.; 5. XVII – XX вв. Вопрос 2. Как называется религиозное мировоззрение, господствовавшее в европейском средневековом обществе и ставящее над природой трансцендентную личность бога? 1. тотемизм; 2. теизм; 3. атеизм; 4. богоискательство; 5. символизм. Вопрос 3. Как называется западноевропейское искусство XII – XIV вв., которое, будучи преимущественно культовым, отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры? 1. барокко, 2. ренессанс; 3. романтизм; 4. готика; 5. рококо. Вопрос 4. Как называется сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях?. 1. «Песнь о Роланде»; 2. «Песнь о моем Сиде»; 3. «Старшая Эдда»; 4. «Поэма о Беовульфе»; 5. «Тристан и Изольда». Вопрос 5. Как назывались бродячие музыканты и поэты во Франции, особенностью творчества которых была яркая антиклерикальная направленность? 1. миннезинге¬рами; 2. трубадурами; 3. трауверами; 4. вагантами; 5. рыцарями. Задание 20 Вопрос 1. Какие признаки характерны для европейской средневековой культуры ? 1. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны мифологическим мировоззрением, в общественной жизни доминируют жрецы и культы; 2. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны религиозным мировоззрением, в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений; 3. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны философским мировоззрением, в общественной жизни доминирует рационализм и естествознание, культура тяготеет к демократизму и гуманизму; 4. мораль, право, искусство, философия, образование пронизаны онтологическим нигилизмом, в общественной жизни доминирует иррационализм и волюнтаризм, культура тяготеет к субъективизму, происходит дегуманизация культуры; 5. в европейской средневековой культуре не существовало морали, права, философии, образования, искусство находится в начальной стадии развития, в общественной жизни доминирует матриархат; Вопрос 2. Какое определение соответствует слову «схоластика»? 1. вера в сверхъестественное, божественное, сопровождаемая таинственными обрядами; 2. религиозное учение о конечной судьбе мира; 3. религиозно-мистическое учение о возможности путем особого умозрения и магических приемов вступить в непосредственное общение с потусторонним миром и достичь «познания божества»; 4. средневековая религиозно-идеалистическая философия, основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие; 5. идеалистическое философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного познания действительности. Вопрос 3. В каком стиле средневековой архитектуры построено здание городской ратуши в Брюсселе? 1. романском; 2. византийском; 3. мавританском; 4. готическом; 5. ни в одном из перечисленных. Вопрос 4. Какой стиль явился высшей ступенью средневековой культуры и первым в истории общеевропейским художественным стилем? 1. романский стиль; 2. готический стиль ; 3. мавританский стиль; 4. византийский стиль; 5. куртуазный стиль. Вопрос 5. Какие темы рыцарской и куртуазной поэзии были основными? 1. поэтическое воспевание повседневности; 2. воспевание военных подвигов; 3. воспевание и восхваление бога; 4. воспевание рыцарской чести, доблести, уважения к женщине; 5. воспевание потусторонней жизни. Задание 21 Вопрос 1. Каковы хронологические рамки эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе? 1. со II по XIV вв.; 2. с конца VII в. до н.э. по VII в.н.э.; 3. с XIV по XVI вв.; 4. c XVI по XVII вв.; 5. с XVII по XIX вв. Вопрос 2. Как называется мировоззрение, появившееся в эпоху Возрождения? 1. аскетизм; 2. классицизм; 3. пессимизм; 4. реализм; 5. гуманизм. Вопрос 3. Кто из названных представителей эпохи Возрождения сыграл важную роль в развитии литературы? 1. Данте Алигьери, Петрарка, Бокаччо; 2. Донателло, Леон Батиста Алберти; 3. Альд Мануций, Анри Этьен; 4. Иоганн Гуттенберг; 5. Леонардо Бруни, Флавио Биондо; Вопрос 4. Какая страна в первой половине XVI в. была центром гуманистической культуры? 1. Франция; 2. Англия; 3. Германия; 4. Италия; 5. Россия. Вопрос 5. Назовите имя великого итальянского художника и ученого, создавшего шедевры изобразительного искусства эпохи Возрождения и проявившего себя практически во всех областях научных знаний? 1. Микеланджело Буонаротти; 2. Рафаэль Санти; 3. Макиавелли; 4. Леонардо да Винчи; 5. Вечельо Тициан. Задание 22 Вопрос 1. Назовите новое направление христианства, в котором утверждалась личная связь человека с богом, отрицались посредники в виде церкви и священнослужителей, Признавался исключительный авторитет Библии, и которое стало результатом переосмысления роли человека в культуре и религии в эпоху Ренессанса? 1. католицизм; 2. гуманизм; 3. индивидуализм; 4. протестантизм; 5. православие. Вопрос 2. Какое произведение принадлежит кисти гениального мастера периода Высокого Ренессанса, которого называют первым рисовальщиком Италии? 1. «Тайная вечеря»; 2. «Мона Лиза»; 3. «Мадонна Конестабиле»; 4. «Сикстинская мадонна»; 5. «Страшный суд». Вопрос 3. Как называется направление общественной мысли XVII в., признающее разум основой познания и поведения людей? 1. гуманизм; 2. экзистенциализм; 3. сциентизм; 4. рационализм; 5. иррационализм. Вопрос 4. Назовите произведение, принесшее славу великому испанскому драматургу XVII в. Лопе де Вега? 1. «Утопия»; 2. «Опыты»; 3. «Король Лир»; 4. «Собака на сене»; 5. «Дон Кихот». Вопрос 5. Какие стили были господствующими в культуре XVII в.? 1. готический и романский; 2. барокко и классицизм; 3. рококо и романтизм; 4. импрессионизм и модерн; 5. постимпрессионизм и реализм. Задание 23 Вопрос 1. В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения, основоположника просветительского романтизма, культура критиковалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи, обличалось состояние всеобщей испорченности нравов. В искусстве он отстаивал культ естественного чувства, простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, подчинение личности высшему моральному долгу. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него? 1. И. Гардер; 2. Ж.Ж, Руссо; 3. Т. Джефферсон; 4. Т. Мор; 5. И. Кант. Вопрос 2. Что означает термин «сциентизм»? 1. форма первобытных религиозных верований; 2. философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей; 3. абсолютизация роли науки в системе культуры; 4. абсолютизация роли религии в системе культуры; 5. стиль изобразительного искусства эпохи Просвещения. Вопрос 3. Каковы были цели и идеалы эпохи Просвещения? 1. появление светских мотивов в культуре, интерес к культуре Древней Греции и Древнего Рима, в качестве идеала признавалась сильная, талантливая, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы; 2. вся культурная жизнь этого периода определялась религией, власть духовенства над умами чрезвычайно велика; 3. войны, завоевательные походы, воспевание насилия, покорение мира, боги- покровители и строгие судьи; 4. вера в могущество природы, обожествление ее сил и явлений вера в потусторонний мир, в возрождение после смерти; 5. свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, неприятие авторитетов, вера в мощь человеческого разума. Вопрос 4. Какое искусство переживает в эпоху Просвещения невиданный расцвет? 1. живопись; 2. театр; 3. архитектура; 4. музыка; 5. литература; Вопрос 5. В каком произведении Людвига Ван Бетховена, выступающего против всех сил угнетения, потрясающе выражен весь трагизм борьбы и революционное сознание композитора? 1. «Лунная соната»; 2. «Аппассионата»; 3. опера «Фиделио»; 4. «К Элизе» 5. увертюра «Эгмонт» Задание 24 Вопрос 1. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов ? 1. религия; 2. мифология; 3. наука; 4. техника; 5. искусство. Вопрос 2. С какими именами связаны достижения в философии в XIX в.? 1. Аламбер, Антуан, Аристотель, Бальзак; 2. Бекетов, Белый, Бергман, Байрон, Архимед; 3. Гегель, Фихте, Шопенгауэр, Ницше, Конт, Спенсер; 4. Бруни, Бэкон, Вагнер, Брейгель, Бируни; 5. Жерико, Диоген, Демосфен, Дефо, Ибсен, Глинка. Вопрос 3. Представителями какого направления в философии XIX в. были О.Конт, Г. Спенсер, Р.Авенариус, Э.Мах? 1. неотомизма; 2. рационализма; 3. экзистенциализма; 4. иррационализма; 5. позитивизма. Вопрос 4. Что объединяет эти имена: Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар? 1. представители символизма; 2. представители импрессионизма; 3. представители постимпрессионизма; 4. представители модернизма; 5. представители натурализма. Вопрос 5. Какой тип цивилизации сложился в XIX в.? 1. доиндустриальный; 2. индустриальный; 3. постиндустриальный ; 4. аграрный; 5. научно-технический. Задание 25 Вопрос 1. Какие тенденции характерны для науки XX в.? 1. интегративность; 2. системность; 3. комплексный подход; 4. экологизация; 5. все перечисленное. Вопрос 2. Реализм - это? 1. течение в литературе и искусстве, для которого характерны культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация; 2. правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного искусства; 3. идейно-художественное направление, основанное на идеях рационализма, выражавшее стремление к возвышенным, героическим нравственным идеалам; 4. направление в искусстве, основанное на выражении творческих идей посредством символов; 5. направление в искусстве, отличающееся монументальностью форм, обилием декоративных украшений.. Вопрос 3. Какие виды искусства появились в XX в. на основе синтеза искусства и техники? 1. балет; 2. театр; 3. кино; 4. музыка; 5. скульптура. Вопрос 4. Какое понятие в отличие от понятия, обозначающего культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, используется для обозначения культуры, распространяющей духовные и материальные ценности, ориентированные на массового потребителя с «усредненным» уровнем развития? 1. элитарная культура; 2. массовая культура; 3. традиционная культура; 4. архаическая культура; 5. народная культура. Вопрос 5. Как называется концепция, согласно которой ускорение общественного и научно-технического развития объединяет людей, стирает различия между ними; нивелирует личность человека; само общество становится массовым? 1. «индустриального общества»; 2. «постиндустриального общества»; 3. «технотронного общества»; 4. «информационного общества»; 5. «сверхиндустриального общества». Задание 26 Вопрос 1. С чем было связано противопоставление жизни и смерти у древних славян? 1. правая и левая стороны; 2. правда и кривда; 3. верх и низ; 4. день и ночь; 5. запад и восток. Вопрос 2. Какой тип культуры восточных славян создал мир, в котором не было неразрешимых противоречий между повседневностью и идеалом, человеком и Богом? 1. языческий; 2. христианский; 3. античный; 4. древнерусский; 5. славянский; Вопрос 3. Как называется понятие, сопровождающееся произнесением заговоров, заклинаний, пением и плясками, приношением даров богам, которое проводилось в важные моменты жизни и деятельности древних славян? 1. традиция; 2. праздник; 3. ритуал; 4. обряд; 5. обычай. Вопрос 4. Какое произведение, не сохранившееся до наших дней, описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. – конца I тыс. н.э. ? 1. «Повесть временных лет»; 2. «Велесова книга»; 3. «Слово о полку Игореве»; 4. «Русская Правда»; 5. «Остромирово Евангелие». Вопрос 5. Какой языческий бог, по верованиям древних славян, был творцом Вселенной? 1. Ярило; 2. Купала; 3. Род; 4. Сварог; 5. Велес; Задание 27 Вопрос 1. Какое произведение, написанное в XIV в. рязанцем Софонием, посвящено победе на Куликовом поле? 1. «Сказание о граде Китеже» 2. «Задонщина» 3. «Слово о полку Игореве» 4. «Житие Александра Невского» 5. «Повесть о взятии Батыем города Владимира». Вопрос 2. Кисти какого выдающегося художника XIV в. принадлежат иконы «Троица», апостолов Павла и Михаила,
-
сдана на отлично!
Похожие контрольная работа по предмету культурология