(Нет отзывов)
104 страниц
2019-05-02

КВН как социокультурный феномен современной России

В наличии
3840 ₽

ГЛАВА I. КВН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ



§ 1. История, структура и социокультурная специфика феномена КВН



КВН в научной литературе рассматривался либо как феномен телевизионного искусства, либо как разновидность массового самодеятельного творчества. Между тем вне поля зрения исследователей оставались особенности эволюции КВН, его социокультурные функции, общественно-политический контекст развития, функционирование соответствующих организационных структур и отдельных кавээновских коллективов и др.

Генезис КВН проходил в контексте развития советского телевидения 1950-1960 гг. и политики руководства бывшего СССР в этой области. Нельзя не увидеть доминанту общественного сознания указанного периода на исходные содержательные и структурные особенности телепередачи (телевизионной игры) «КВН» Центральной студии телевидения (г. Москва).

Очень быстро КВН вышел за пределы телевидения и начался рост его популярности в течение 1960-х гг., причинами чего стали: популярность телевидения как нового средства массовой информации; исходная близость КВН к существовавшим на тот момент вне телевидения формам массовой самодеятельности; привлекательность развлекательно-игровой драматургии кавээновских поединков; рост общественного влияния научно-технической интеллигенции; распространение в советском обществе сциенического мировоззрения. Основным результатом развития изобразительно-выразительных средств КВН стало его постепенное превращение из игрового явления в художественное. Суть этого процесса состояла в постепенном увеличении в структуре кавээновских поединков удельного веса состязаний в различных элементах художественного творчества.

Восприятие КВН общественным мнением в 1960-е годы характеризовалось преобладанием положительных оценок: КВН рассматривался прежде всего как средство формирования «нового человека», гармоничной творческой личности, что соответствовало, в частности, ориентирам, задаваемым программными документами ЦК КПСС. Во второй половине 1980-х гг. КВН воспринимался в основном как инструмент социальной сатиры. В 1990-х гг. при оценке КВН выделяется в первую очередь его значение как формы организации и проведения досуга.

Интереснозаметить взаимовлияние экранной и внеэкранной разновидностей КВН. Именно экранная является определяющей с точки зрения задания направлений развития и определения изобазительно-выразительной специфики феномена в целом. Механизм адаптации КВН к постсоветским реалиям проходил через создание дополнительных организационных структур, обеспечивающих его включение в изменившуюся систему общественно-политических и социально-экономических отношений.

В основу периодизация истории развития КВН, которую мы предлагаем, положены его характерные признаки в различные периоды времени: 1961-1964 гг. - существование КВН в «викторинной» форме, в виде произвольной совокупности конкурсов на ловкость, сообразительность, эрудицию и художественное мастерство, выход КВН за рамки собственно телевидения, появление его внеэкранной разновидности, формирование движения клубов весёлых и находчивых; 1964-1972 гг. - эстетизация телевизионной игры, постепенное «вытеснение» из программ игровых поединков конкурсов нехудожественного содержания, превращения отдельного поединка между командами КВН в соревнование в авторском, режиссёрском, актёрском мастерстве и других видах художественной деятельности; 1972-1986 гг. - период отсутствия передачи «КВН» на советском телевидении, существование КВН исключительно во внеэкранном виде, снижение его популярности, тенденция возврата к викто-ринному варианту игры, нерегулярность проведения соревнований КВН; 1986-1991 гг. - возобновление телепередачи «КВН», рост числа участников кавээновского движения, усиление наблюдавшейся ранее тенденции эстетизации КВН, значительное присутствие политической сатиры в содержании сценических номеров команд КВН, возникновение существую-щих на постоянной основе кавээновских коллективов; 1991-1994 гг. - относительный спад популярности КВН, «деполитизация» содержания кавээновского творчества, начало формирования постоянных структур организации соревнований КВН и странах бывшего СССР, закрепление художественной изобразительно-выразительной специфики в качестве своеобразного канона КВН; 1994 г. - начало XXI века - дальнейшее институциональное развитие КВН, продолжение эволюции его изобразительно-выразительных средств в направлении видового обогащения, развитие КВН в странах дальнего зарубежья, формирование КВН-сегмента современного шоу-бизнеса.

Клуб веселых и находчивый это российское культурное явление, аналогов оторого в европейской истории найти трудно, а вот источники обнаруживаются во множестве. Кроме того, КВН многоаспектное и многосоставное образование. Предварительно мы можем принять несколько дефиниций социокультурного феномена КВН:

1) телепередача, игра (период с 1961 по 1971 г) - это соревнование молодежных команд студентов, работников, молодых ученых. Состоит оно из системы конкурсов-тестов, смоделированных ситуаций, в которых игроки импровизируют. Конкурсы: познавательный, развлекательный, психологический и пр. В период с 1985 года эстрадно-юмористический конкурс-состязание, где команды встречаются в конкурсах, тема и жанр которых заранее определяется организаторами, а жюри определяет победителей. Команды соревнуются в мастерстве показа готовых номеров и в импровизационных конкурсах.

2) молодежное движение место творческой, социальной и финансо-вой реализации, к которой стремится интеллектуальная молодежь с чувством юмора. Лейтмотив членов клуба с помощью показа юмористических номеров получить позитивную реакцию зрителей и высокую оценку жюри.

3) организация структура, которая имеет разветвленную сетку фестивалей, чемпионатов и лиг, с четкой системой субординации. Деятельность направлена на коммерческий успех, путем проведения игр, гастролей и производства телевизионного КВН-продукта.

4) вид эстрадного искусства это симбиоз таких составляющих как: малые формы драматургии, вокальное искусство, музыка, хореография, цирк и др. с использованием изобразительно-зрелищных методов. Включает жанры: эстрадная миниатюра, театр представлений, капустник, авторская песня, пародия, клоунада, сатира, сарказм, синхробуффонада, скетч, частушки, вертеп. Главный принцип конкурса КВН это принцип премьеры.

Кроме того, КВН можно назвать национальным проектом. Игра КВН возникла именно в СССР и продолжает пользоваться популярностью в основном в России. Любовь к юмору, большой творческий потенциал, широта души, любовь к братарству и веселому время препровождению это одна из русских национальных черт. 60-ые годы, период, когда возник КВН, это дефицит зрелищ, всеобщая зажатость и ущемление социальных свобод. Была попытка организовать команду КВН во Франции из коренных французов. На первой игре им помогли с текстом, постановкой и т.д. А уже на второй игре оказалось, что они абсолютно не могут понять суть КВН, а именно, что сценарий нужно писать и постановкой заниматься самостоятельно. Пока на этом все закончилось.

Современный мир и Россия входят в новую историческую эпоху, для которой характерны невиданные ранее социальные реалии, а также особый механизм их развития. Необходимым условием функционирования общества является процесс трансляции совокупного социокультурного опыта. Помимо целенаправленного и контролируемого процесса формирования значимых качеств и стереотипов поведения, прежде всего посредством семейного воспитания и образования, в современном обществе действуют механизмы спонтанного неинституционализированного воспроизводства системы социокультурных отношений, которое осуществляется прежде всего на групповом и внутригенерационном уровнях. Все чаще в сферы общественной жизни включаются принципы игры и игровые социальные практики, происходит взаимопроникновение игровой деятельности и культуры. Этот процесс может быть проанализирован на примере КВН (Клуб Веселых и Находчивых) как одного из массовых и наиболее значимых социокультурных явлений в молодежной среде на протяжении последних сорока лет. КВН как телевизионное зрелище привлекает к себе миллионы людей, по данным исследовательского центра TNS Gallup Media эти передачи по объему телеаудитории лидируют среди всех игровых программ.

Проблематика подобных социокультурных явлений остается малоосвоенным исследовательским пространством социологии духовной жизни. Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду. Осмысливание такого рода социокультурных явлений должно базироваться на изучении взаимодействия двух тенденций - стандартизации и уникальности, феноменальности с использованием новых социологических парадигм.

Существует объективная необходимость теоретического и эмпириче-ского социологического анализа КВН как социокультурного явления, его функций в молодежной среде и обществе, связанная и с императивом изуче-ния реальных процессов трансформации социума, а также с необходимостью пересмотра некоторых позиций, которые преобладали в нучной среде предшествующего периода. Именно эта совокупность причин обусловила актуальность избранной темы, предопределила цели и задачи работы.

Абдул-Кадыров М. Маска против роли в КВН // www.amik.ru [веб-сайт Міжнародного союзу КВН (МС КВН)].

Аксельрод А. Ю. Клуб весёлых и находчивых / А. Ю. Аксельрод, С. А. Муратов, М. Ю. Яковлев. М.: Советская Россия, 1965. 152 с.

Аксельрод А. Ю. Курс весёлых наук / А. Ю. Аксельрод, М. И. Канд-рор, М. С. Левинтон. М. : Искусство, 1974. 112 с.

Амаатов М. И. Становление толерантного сознания личности в про-цессе совместной деятельности (на примере КВН-движения). Автореферат диссертации на соискание звания кандидата психологических наук. Красно-дар, 2006.

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультур-ная динамика России) : В 2 т. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. Т. 1 : От прошлого к будущему. 1997. 808 с.

Багиров Э. Г. Телевидение. ХХ век. Политика. Искусство. Мораль / Э. Г. Багиров, И. Г. Кацев М. : Искусство, 1968. 304 с.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. : Худ. лит., 1990. 542 с.

Безклубенко С. Д. Телевизионное кино. Очерк теории. К. : Мистец-тво, 1975. 277 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди ; Люди, которые играют в иг-ры: Психология человеческих взаимоотношений; Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М. С. Мацковский. СПб. : Специальная лит., 1996. 399 с.

Бореев Ю. О комическом. М.: Искусство, 1957

Борецкий Р. А. Телевизионная программа (Очерк теории). М. : Ред.-изд. отд. Ком. по радиовещанию и телевидению СМ СССР, 1967. 214 с.

Брагина А. А. Веселое слово капустник 1971.

Букланс Д. Г. Внутренняя и внешняя общественность в сфере КВН // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Т. 2. Киров, Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2005.

Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. М. : Новое литературное обозрение, 1996. 368 с.

Вартанов А. С. Телевизионная эстрада. М. : Знание, 1982. 56 с.

Вартанов А. Телевизионные зрелища. М. : Знание, 1986. 68 с.

Вильчек В. М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент : Фан, 1967. 212 с.

Витгенштейн Л. Голубая книга; Коричневая книга; Лекции и беседы об эстетике, псиологии и религии. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. Кн. 2 : Коричневая книга. 1999. 160 с.

Все шутки сезона ! (Ну, почти все...)/ АМИК, ТД «Бланк-Экспресс», 2002. 64с.

Все шутки сезона ! (Ну, почти все...)/ АМИК, ТД «Бланк-Экспресс», 2003. 85с.

Вулис А. З. Метаморфозы комического. М. : Искусство, 1976. 128 с.

Гальперина Е. В. КВН отвечает на письма / Е. В. Гальперина, Б. И. Сергеева. М. : Искусство, 1967. 76 с.

Геллер М. Я. Российские заметки, 19691979. М. : МИК, 1999. 567 с.

Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. 1917 1963 (даты и факты). М. : Науч.-метод. отдел Госкомитета СМ СССР по радиовещанию и телевидению, 1965. 232 с.

Головаха Е. И. Путь к зрелости: формирование социальной зрелости советской молодёжи. К. : Молодь, 1988. 78 с.

Григорьев Вл. Телевизионные мечтания // Театр. 1963. № 5. С. 121-128.

Громов А. В. Неформалы: кто есть кто? / А. В. Громов, О. C. Кузин. М. : Мысль, 1990. 267 с.

Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. М. : Мысль, 1967. 175 с.

Грушина И. Мы начинаем КВН, Борц? // www.womenclub.ru [интер-нет-издание «Женский журнал»].

Дилигенский Г. Г. Индивидуализм старый и новый (Личность в пост-советском социуме) // Полис. 1999. № 3. С. 5-15.

Дмитренко С., Нимченко А. Стриптиз за секунду? Только для находчивых! // Комсомольская правда. 2003. 17 февр.

Журнал «ИГРА», номера за 2003-2004 года.

За круглым столом телевизионисты // Искусство кино. 1965. № 3. С. 53-67.

Зборовский Г. Е. Свободное время как социологическая категория (Соц.-ист. анализ) : Автореф. дис. ... д. филос. н. / Уральский ун-т. Сверд-ловск, 1973. 28 с.

Золотаревский Л. Для весёлых и находчивых // Советская культура. 1963. 31 янв. С. 2.

Зудин А. Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации // ОНС. 1999. - № 3. С. 59-72.

Из копилки КВН // Культурно-просветительная работа. 1967. № 3. С. 63; № 6. С. 61; № 9. С. 61.

Каган М. С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 416 с.

Как делается КВН /С. Осташко, 2-е изд., Одесса 2001. 65с.

Карпухин О. И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. - № 3. С. 124-128.

Касперович Н. Возьмёмся за руки, друзья! // Телевидение и радиовещание. 1989. № 1. С. 42-43.

КВН в вашем клубе : (Метод. рекомендации) / М-во культуры Башк. АССР, Респ. науч.-метод. центр ар. творчества и культ.-просвет. работы / Сост. А. Сахапова. Уфа : Б. и., 1990. 17 с.

КВН для самоваров: Практическое пособие / Составитель А. Шемет - Житомир, 2000. 115с.

КВН раскрывает секреты : Сборник. М. : Молодая гвардия, 1967. 336 с.

КВН с Украины (из сценариев Винницкого парка культуры и отдыха им. Горького) // Культурно-просветительная работа. 1966. № 7. С. 60-62.

КВН Украины : Ежегодник, 2002 / Сост. А. Шемет. «RIA-поліграф», 2002. 96 с.

Кирдина С. Г. Социокультурный и институциональный подход как основа позитивной социологии в России // Социол. исслед. 2002. № 12. С. 23-32.

Кисунько В. «Почём опиум для народа?» Как живут и умирают телевизионные циклы // Телевидение и радиовещание. 1991. № 12. С. 12-15.

Клубоведение / Под ред. В. А. Ковшарова и др. М. : Просвещение, 1972. 320 с.

Клубоведение. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. М. : Просвещение, 1980. 397 с.

Копылова Р. Д. Выразительные средства игрового телевидения (постановка проблемы) // Автореф. дис. канд. искусствоведения / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л., 1971. 20 с.

Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко / Пер. с нем. М. Г. Ратгауз. 1970-85 гг. М. : АИРО ХХ, 1997. 320 с.

Куликов Ю. Самодеятельность как категория марксистской теории культуры // Народное творчество в культуре развитого социалистического общества : Сб. науч. тр. М., 1982.

Культура досуга / В. М. Пич и др. К. : Изд-во КГУ, 1990. 239 с.

Левин И. КВН завоёвывает сердца // Клуб. 1963. № 9. С. 11-12.

Ли Силбер. Карьера для творческого человека . Курс выживания в джунглях современного бизнеса. - М.: ООО «Добрая книга», 2002. 384с.

Лук А. О чувстве юмора и остроумии, 1977

Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ. СПб.: Издательство «Питер»,1999. 688с.

Макаревский Д. Я. Книга про нас. Одесса : Друк, 1999. 192 с.

Мангейм К. Очерки социологии знания: проблема поколений состязательность экономические амбиции / Пер. с англ. Е. Я. Додин. М. : ИНИОН РАН, 2000. 162 с.

Марфин М. и Чивурин А. Что такое КВН / 3-е изд., Симферополь, 2003. 195с.

Марфин М. Сезон перемен. (В конце марта начинаются состязания в Клубе Веселых и Находчивых) // Огонёк. 1998. № 11. С. 53-55.

Марфин М. Что такое КВН? / М. Марфин, А. Чивурин. Винница : Энозис, 2000. 120 с.

Мельгунов С. Из истории студенческих обществ в русских университетах.1904.

Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. Ю. А. Асеев. М. : Наука, 1988. 432 с.

Миронов А. Отдых это непросто // Литературная газета. 1980. № 18. С. 8.

Молодёжь и культура. Проблемы досуга, худ. творчества, становле-ния личности : Сб. науч. тр. М. : НИИ культуры. 1985. 144 с.

Муратов С. А. Встречная исповедь: (Размышления о культуре телевизионного диалога). М. : Знание, 1988. 56 с.

Муратов С. КВН. Возвращение к сказке / С. Муратов, Г. Фере // ТВ-публицист : Сб. сценариев. М. : Искусство, 1971. С. 110-163.

Мы начинаем КВН. М. : Восток, 1996. 218 с.

Находчивый // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русск. словари, 1994. С. 339.

Николаев Д. Смех - оружие сатиры, Искусство, 1962

Падейский В. В. Форматы телевизионного театра // Техника кино и телевидения. 2001. № 1. C. 49-51.

Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб.: Питер, 2002. 160с.

Пилипенко В. Театр или команда // Студенческий меридиан. 1987. № 5. С. 53-54.

Пименова В. Н. Свободное время в социалистическом обществе. Теоретический анализ соотношения свободного времени общества и личности. М. : Наука, 1974. 311 с.

Писковый В. Страна КВН // Зеркало недели. 1997. 1824 янв. (№ 2).

Пыжиков А. Социально-психологические аспекты общественной жизни в годы «оттепели» // Свободная мысльХХІ. 2003. № 6. С. 103-110.

Разлогов К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопр. философии. 2002. № 8. С. 24-42.

Рашпиль для ума/ Серия «КВН для самоваров»/ Составитель А. Ше-мет Житомир, 2001. 59с.

Ромм М. И. Наш достойный соперник // Избр. произв. : в 3 т. М. : Искусство, 1980. Т. 1. : Теория. Критика. Публицистика. С. 420429.

Сагалаев Э. Феномен игры // Телевидение и радиовещание. 1988. № 9. С. 8-10.

Санников В. Русская языковая шутка. От Пушкина до наших дней. 2003.

Саппак В. С. Телевидение и мы. М. : Искусство, 1988. 168 с.

Сасыхов А. В., Основы клубоведения. Теория и методика клубной работы / А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов. Улан-Удэ. : Бурят. книж. изд-во, 1969. 532 с.

Смейтесь, джентльмены. Прижизненные записки Одесского клуба весёлых и находчивых. Херсон : Б. и., 1992. 288 с.

Смирнова Е. И. Клубные объединения. М. : Просвещение, 1977. 160 .

Сорокин В.В. Общество русского смеха. Декабристы в Москве. 1963.

Социология молодёжи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб. : Изд-во С. Петербургского университет, 1996. 460 с.

Спортивный КВН. Минск : Физкультура и спорт, 1969. 50 с.

Студенческие театры эстрадных миниатюр. (К итогам Всесоюзного фестиваля СТЭМов 1987-1988г.г.) Москва. 1988.

СТЭМы вчера, сегодня //Клуб и художественная самодеятельность. 1982. №8.

Тарнорудер Ю. Удачи Вам, весёлые и находчивые // Комсомольское знамя. 1963. 9 апр. С. 3.

Театр КВН ДГУ или 10 лет шутя // www.dnepr.liter.net [веб-сайт «Геопоэтический сервер крымского клуба Екатеринослав Днепропетровск Сичеслав»].

Трегубов Б. А. Свободное время молодёжи: сущность, типология, управление / Калининградский ун-т СПб. : Изд-во СПбГУ, 1991. 154 с.

Тюкалова Т. В. Телевидение в системе массовой коммуникации : Ав-тореф. дис. канд. филос. наук / МГУ. М., 1971. 20 с.

Урвалов В. А. Очерки истории телевидения. М. : Наука, 1990. 215 с.

Устинов И. КВН- Forever. Красноярск. 1999.

Федеральная программа развития школьного КВН // www.kvn-tv.ru

Фирсов В. М. Телевидение глазами социолога. М. : Искусство, 1971. 192 с.

Флиер А. Я. Кризис социокультурный // Культурология. ХХ век. Словарь. СПб. : Университетская книга, 1997. 640 с.

Фролов В. О советской комедии, Искусство, 1954

Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры.

Чего мы ждём от КВН? // Журналист. 1968. № 1. С. 13-16.

Щуплов А. Как стать КВН-гуру (Очаровательные игры для постсоветской буржуазии) // Независимая газета. 2001. 24 нояб.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

Юнисов М. В. Мифопоэтика студенческого смеха (СТЭМ и КВН) 1999.

Юнисов М. В. Мифопоэтика студенческого смеха: СТЭМ и КВН. М. : Гос. ин-т искусствознания, 1999. 176 с.

Юнисов М. В. Студенческий театр эстрадных миниатюр. 1999.

Юровский А. На экране личность // Телевидение и радиовещание. 1991. № 9. С. 22-23.

Юровский А. Я. Об искусстве телевидения. М. : Знание, 1965. 72 с.

Ярцев В. Ведущая КВН // Советское радио и телевидение. 1966. . № 9. С. 24-25.

Список дипломных работ по предмету культурология