Введение Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. Каждая фирма в таких условиях стремиться к обеспечению выгодности своего производства. То есть она должна обеспечить максимизацию дохода и минимизировать издержки производства. В современной экономике издержки играют решающую роль в работе любого предприятия, поэтому их рассмотрение, на мой взгляд, является в данный момент особенно актуальным. I.Теоретическая сущность рассматриваемых вопросов 1. Издержки производства 1.1. Понятие и виды издержек продукции Первоначально дадим определение основным экономическим понятиям: Затраты – это выраженные в денежной форме расходы предприятия на производство, обращение и сбыт продукции. Расходы – это затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия и увеличению долговых обязательств. Издержки – это выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходами ресурсов в процессе производства и обращения. В российской практике Затраты = Расходы = Издержки. В зарубежной практике затраты – это все ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия. Расходы – это потребляемые ресурсы, напрямую не связанные с потреблением товаров и услуг. (это маркетинговые, административные расходы.) В зарубежной литературе Затраты = Издержкам. Себестоимость – Это текущие издержки, связанные с производством и реализацией продукции. Далее рассмотрим более подробно понятие издержек, их классификацию, калькулирование и резервы снижения себестоимости продукции. Все затраты, связанные с производством продукции подразделяются на: предшествующие (образование запасов, которые обеспечивают нормальные ход производства) - текущие (определяют затраты на производство продукции и ее себестоимость) - будущие (затраты на освоение новой продукции и новой технологии с большим сроком осуществления). Учет текущих затрат на производство продукции ведется в двух разрезах. При сметном разрезе все расходы группируются по содержанию затрат: амортизация, заработная плата и т.д. При вертикальном разрезе все расходы группируются по их назначению: на ремонт, на освещение и т.д. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т. е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т. е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.). Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для: • маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами; • определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг); • ценообразования; • правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложения прибыли. Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Содержание I.Теоретическая сущность рассматриваемых вопросов 5 1. Издержки производства 5 1.1. Понятие и виды издержек продукции 5 1.2. Классификация затрат по элементам 7 1.3. Калькулирование себестоимости продукции 11 1.4. Методы калькулирования 13 1.5. Резервы и факторы снижения себестоимости продукции 14 II.Практическая часть 18 . Расчеты материальных затрат 18 1.1 Расчет сырья и материалов на одно изделие: 18 1.2.Расчет покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов на одно изделие. 21 1.3 Расчет материальных затрат на одно изделие. 22 II.Расчет трудовых затрат 24 2.1Расчет трудовых затрат 24 III. Расчет плановой себестоимости единицы продукции. 26 3.1 Расчет материальных затрат. 26 3.2 Расчет трудовых затрат. 26 3.2.1 Основная заработная плата рабочих (Зо). 26 3.2.3 Нормированная заработная плата с уральским коэффициентом (Зку): 26 3.2.4 Дополнительная заработная плата (Зд): 27 3.2.5 Расчет отчисление на социальное страхование от основной и дополнительной заработной платы (Ое). 27 3.2.6. Итого трудовых затрат. 27 3.3 Расчет возмещения износа инструментов и приспособлений 27 3.4 Цеховые расходы (ЦР) 28 3.5 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) 28 3.6 Общезаводские расходы (ОЗР) 28 3.7 Прочие производственные расходы (ППР) 29 3.8 Производственная себестоимость (ПРС) 29 3.9 Внепроизводственные расходы (ВнР) 29 3.10 Полная себестоимость (ПС) 30 3.11 Прибыль(П) 30 3.12 Отпускная цена (Цотп) 30 3.13 Розничная цена (Цр) 30 IV. Расчет эффективности мероприятия по снижению себестоимости продукции 32 V. Расчет амортизационных отчислений основных фондов 33 VI. Расчет норматива оборотных средств 37 Заключение 39 Список использованных источников и литературы. 40
Список использованных источников и литературы. 1. Абалкин Л. И. Курс переходной экономики: Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997. - 315 с. 2. Богатин Ю. В. Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 172с. 3. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учеб. пособие. — М.: ДИС, 1995. - 418 с. 4. Верхарн Петер X. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. — Минск: Эридан, 1992. - 201 с. 5. Глазунов В. Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. - М.: Финстатинформ, 1997. - 213 с. 6. Горохов М. Ю. Малев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. - М.: Филинъ, 1998. - 231 с. 7. Гутенберг Е. Основы учения об организации производства. Т. 2, Сбыт, 17-е издание. — Берлин, 1984. - 297 с. 8. Зайцев В. Экономика организаций. - М., 2000. 9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с. 10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 352 с. 11. Хикс Дж. Р., Аллен Р. Г. Д. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1993. - 331 с. 12. Цацулин А. Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. - М.: Филинъ, 1998. - 268 с. 13. Экономика предприятия. / Под ред. Хрипача в. Я. - Минск, 2000.