ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. В последнее время встает вопрос о так называемых трудных детях. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось. Причину этого, прежде всего во внешних факторах - просмотр подряд всех телепередач, кризис семьи и многое другое. Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они мало, что умеют делать руками, могут неподвижно сидеть и не могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут интересно играть. Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством трудных детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным (так, пощечина хотя и способна быстро восстановить спокойствие и «порядок», но влечет за собой далеко идущие последствия), должно учитываться также в работе с гиперактивными детьми, потому что и в данном случае не существует простых путей и готовых решений. К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но следует постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем. В 1902 году Г.Ф.Стилл, известный английский педиатр и первый профессор по детским болезням представил первое, подробное описание состояния гиперактивности у детей. В качестве основных нарушений Г.Ф. Стилл упоминает выраженную двигательную расторможенность и беспорядочный характер движений. Он выделил следующие особенности: гиперактивное расстройство чаще встречается у мальчиков; максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения; семейная предрасположенность к данному расстройству указывает на роль наследственности в его развитии; синдром может формироваться в результате перенесенного повреждения ЦНС. Так же этой проблемой занимались следующие ученые: А. Тредголд, предположил, что некоторые форм мозговых повреждений, связаны с патологией родов, могут проявляться в виде проблем поведения или трудностей обучения, в период, когда ребенку необходимо справиться с определенными требованиями. В нашей стране с конца 20- х- начала 30- х гг. ХХ в. Интенсивно проводились исследования в области детской психиатрии. Гиперактивностьописана выдающимся детским психиатром Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой. В США в 1960- е годы представления о расстройствах поведения у детей продолжали оставаться под сильным влиянием психоаналитических концепций, в которых эти нарушения рассматривались как реакции на различные внешние факторы, прежде всего на ранние события в жизни ребенка. В конце 1960-х гг. С.К. Коннерс впервые разработал оценочные шкалы, основанные на анкетировании родителей и учителей. В 1970- х гг. активно проводились психофизиологические исследования гиперактивности, были опубликованы результаты исследований. Действительно ли это «плохие дети», «маленькие тираны», «белые вороны», подброшенные бедным родителям зловредной судьбой? Или, может быть, они просто антиподы спокойных, тихих, приспособляемых и покладистых детей? Дети с неуемной жаждой движения. Дети, которые двигаются больше других. Может быть, их беспокойность всего лишь признак живости? Именно эти вопросы заинтересовали нас при выборе темы и написании курсовой. Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме, мы можем говорить о недостаточности исследования проблемы в нашей стране, т.е можно сказать о нехватке педагогических источников, а так же не достаточность применения на практике. Исходя из этого, мы посчитали данную тему актуальной и выбрали её темой нашей курсовой работы. Объектом исследования является особенности организации работы с «трудными» дошкольниками (гиперактивность). Предметом исследования педагогические условия, обеспечивающие эффективность особенностей работы с «трудными» дошкольниками (гиперактивность). Целью курсовой работы является определение направлений работы с «трудными» дошкольниками (гиперактивность). Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) проанализировать теоретические основы по проблеме особенности работы с «трудными» дошкольниками; 2) изучить особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста; 3) разработать и опробировать коррекционно-развивающую программу по преодолению гиперактивности; 4) определить эффективность предложенной нами коррекционно-развивающей программы. Гипотеза исследования в ходе коррекционно-развивающей работы, а именно, при помощи игр- упражнений, направленных на: - развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности; - согласованность совместных действий и развитие координации; - развитие произвольности психических процессов, можно ослабить гиперактивное поведение у старших дошкольников. Методы исследования: 1) изучение педагогического опыта: наблюдение, беседа; 2) метод теоретического анализа; 3) количественный и качественный анализ данных.
Введение 3 1. Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях 6 1.1 Психическое развитие детей с отклоняющимся поведением. 6 1.2.Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическим синдромом, и причинами гиперактивности 9 1.3.Особенности психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста 15 2. Методологические основы коррекционной работы 19 2.1 Диагностические подходы к типам выявления проблем поведения дошкольников 19 2.2 Общие подходы к коррекционной работе с «трудными» дошкольниками 36 2.3 Методы коррекции гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ) 48 Заключение 58 Литература 59
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании : учебное пособие для студ. вузов по спец. "Специальная педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учрежд." / Л.И. Аксенова. - М. : Академия, 2001. - 191 с. 2. Воспитание трудного ребенка : Дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Ред. М.И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с. - (Коррекционная педагогика) 3. Дети с ограниченными возможностями : проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу "Коррекционная педагогика и специальная психология" / сост. Н.Д. Соколова, сост. Л.В. Калинникова. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 449с. 4. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с. 5. Коробейников И.И. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А.Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с 6. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. : 032000 - Спец. дошк. пед-ка и психология, 031500 - Тифлопед-ка, 031600 - Сурдопед-ка, 031700 - Олигофренопед-ка, 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; ред. В.И. Селиверстов. - М. : ВЛАДОС, 2003. 7. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : монография / Л.С.Медникова ; Мин. образов. РФ, ПГУ. - Архангельск : ПГУ, 2002. - 144 с 8. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031700 "Олигофренопедагогика" / Л.В. Петрова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 208 с. 9. Нищева Н.В. Петрова Л.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития : учебное пособие / сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. - СПб. : Питер, 2001. - 377 с. 10. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб.завед. / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М. : Академия, 2003. - 320 с. 11. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 112 с 12. Специальная педагогика : Учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Ред. Н.М. Назарова. - 3-е изд., испр. - М. : Academia, 2004. - 396[4] с. 13. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : Метод. пособие для учителей кл. коррекционно-развивающ. обучения / С.Г. Шевченко. - М. : Владос, 1999, 2001. - 136 с 14. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 - "Специальная психология" / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367 с.