(Нет отзывов)
19 страниц
2019-07-25

Психологические факторы внутрисемейного воспитания

В наличии
549 ₽

. Психологический феномен «детско-родительское взаимодействие»

Семья это та среда, в которой происходит первичная социализация ребенка; это окружение наиболее близких каждому человеку людей, благодаря которым он чувствует себя значимым и защищенным. Воспитание в семье имеет ряд преимуществ в сравнении с общественным воспитанием (в детском саду, школе, интернате). Прежде всего, это повседневность доверительных контактов ребенка и родителя, эмоциональная устойчивость родительского воздействия, возможность учета индивидуальных особенностей ребенка, его актуального эмоционального состояния для определения подхода к нему, собственный пример чуткости и доброты, справедливости и др.
Однако современные семьи имеют ряд неблагоприятных признаков во многих из них отсутствуют мужчины; нет четких границ в отношениях подчинения руководства; возрос уровень взаимной агрессивности и враждебности; участились распады семьи. Это семьи, в которых ребенок чувствует дефицит эмоционального контакта, т.е. эмоциональной поддержки, похвалы, одобрения. Нередко родители неосознанно отвргают ребенка.
Сегодня уже стало аксиомой, что личность во многом определяется годами, прожитыми в детстве, отношением родителей к ребенку, характером и стилем взаимодействия в семье. Большинство родителей любят своих детей, но даже в этом случае, не понимая, что неправильно с ними общаются, используют не те методы воспитания, наносят собственным детям серьезные психологические травмы, обрекают его на будущие трудности в процессе дальнейшей социализации.
Идею о том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым разрабатывал в своих исследованиях Л.С.Выготский. «Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является» [6]. Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась (и признается) большинством западных и отечественных психологов. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т.д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации - адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям.
На сегодняшний день существует огромное число исследований, доказывающих зависимость между негативными отношениями в семье, эмоциональной депривацией ребенка, строгостью наказаний и уровнем детской агрессивности. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей, или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, или находится под постоянным гнетом этой уже гиперопеки, то вероятность проявления нарушений поведения существенно возрастает, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям и сверстникам. Этот опыт закрепляется и формирует мдели его поведения с другими людьми.
Активной стороной в построении детско-родительских взаимоотношений является взрослый человек родитель, который целенаправленно организует ребенка и направляет его к конкретной цели. Сам стиль отношений тесно связан с историей существования семьи в обществе и социально-экономическими условиями. Таким образом, важнейшим психологическим фактором внутрисемейного воспитания является стиль детско-родительского взаимодействия.
2. Стили родительского поведения

В настоящее время наиболее популярна классификация стилей ро¬дительского поведения Дианы Бомринд, они варьируют на основе соот¬ношения двух параметров воздействия на ребенка в семье родительского контроля и родительской теплоты.
«Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражаю¬щееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль это попытка влиять на деятель¬ность ребенка.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддерж¬ке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказыва¬ют его»[1].
Эта классификация выделяет:
Авторитетный стиль родительского поведения «образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведе¬ния, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень кон¬троля сочетается с теплыми отношениями в семье» [1]. Такие дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит са¬моконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обла¬дают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. «Ро¬дители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позво¬ляют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязатель¬ны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеско¬го возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивным» [1].
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, уста¬навливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склон¬ны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, реши¬тельными и творческими людьми.
Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсут¬ствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, кото¬рым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавлива¬ют ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если без¬различие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю сво¬им самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.
В большинстве случаев при построении типов детско-родительского взаимодействия выделяют родительское отношение к ребенку. Так А.Я.Варга, исходя из структурных образующих родительского отношения выделил 4 типа родительских отношений:
Принимающее-авторитарный тип родительского отношения свойственен субъективно благополучным родителям. Они принимают ребенка, тепло относятся к нему, при этом требуют социальных успехов и достижений и контролируют ребенка в этих областях.
Отвергающий или инфантилизирующий тип характерен для родителей, которые эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-характерологические свойства, видят более младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают дурные наклонности.

. Психологический феномен «детско-родительское взаимодействие»..3
2. Стили родительского поведения..5
3. Взаимоотношения в семье.14

Список литературы

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1987, - 25с.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. Серия: Мастера психологии СПб: Питер, 2007 г. - 464 стр.
4. Есипенок И.П. Актуальные проблемы взаимодействия в системе «родитель-дитя» // Пачатковае навучанне, №2, 1998.
5. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диаогностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
6. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной //Вопросы психологии, №6, 1996.
7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.
8. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с: ил.

Список рефератов по предмету психология