Введение
Творчество русских писателей и поэтов, оказавшихся волей судеб в эмиграции, тем не менее, остаётся частью единого литературного процесса. Дело не только в том, что многие писатели и поэты эмиграции были известны в дореволюционной России (как А.Н.Толстой, А.М.Ремизов, А.И.Куприн, Н.А.Тэффи и многие другие). Начиная писать уже на чужбине (В.В.Набоков, Г. Газданов, В.Смоленский, И.Елагин, Б.Поплавский и др.), они осознавали себя носителями русской культуры. Интересно, что чужбина вызывает не только жгучий интерес к себе, но и становится для них катализатором патриотических эмоций. Аналогично в периоды кризисов общество начинает тяготеть к традиционным ценностям.
Выдающийся писатель «серебряного века» русской литературы Саша Чёрный (Алексанр Михайлович Гликберг, 1880-1932) большинству читателей известен прежде всего как поэт-сатирик, создававший свои произведения для взрослого читателя. Однако для нас несомненно, что вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить. Его творчество, обращенное к детям, многогранно, оно представлено как прозой, так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и к взрослым, и к детям.
Первые стихи Саши Чёрного опубликованы в житомирской газете «Волынский вестник» под псевдонимом «Сам по себе», «Мечтатель» и др. Но настоящее рождение поэта - рождение Саши Чёрного - произошло в Петербурге, куда он переехал в 1905 году и где начал работать в налоговой службе Петербургско-Варшавской железной дороги. Первое стихотворение под этим псевдонимом, политическая сатира «Чепуха», увидело свет 27 ноября. Оно сразу же принесло известность начинающему поэту. Но, кроме того, послужило поводом для закрытия журнала «Зритель». Саша Чёрный сотрудничал тогда и с другими журналами: «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и другими. Он быстро завоевал любовь читателей.
Специфика творчества Саши Чёрного, к сожалению, не так часто становилась предметом внимания литературоведов. Эта специфика, как справедливо замечено Александровым, заключается в сохранении писателем «детского, открытого» взгляда на мир. Именно с этих позиций возможно адекватное прочтение текстов Саши Чёрного. К сожалению, сборник «Детский остров» Саши Чёрного не нашёл достаточного осмысления в литературоведческих исследованиях. Авторы, писавшие о поэте, называют сборник «Детский остров» «продолжением дореволюционного творчества» (Л.А.Евстигнеева), собранием уже давно подготовленных текстов, лишь почти случайно нашедших своего издателя в 1921 году (Н.Станюкович). Не произведено сравнительного рассмотрения творчества Саши Чёрного периода после Октябрьской революции и творчества его современников - детских писателей и поэтов Советской России (А.Введенский, Д.Хармс и др.).
Цель дипломной работы - рассмотреть произведения Саши Чёрного, вошедшие в детское чтение, применяя различные виды литературоведческого анализа. Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
- рассмотреть современные толкования понятий «детская литература» и «детская поэзия»;
- сделать обзор жизни Саши Чёрного, выявляя показательные черты творческого облика;
- отследить в оценочных высказываниях современных писателей и литературоведов неоднозначность личности и творчества Саши Чёрного;
- осуществить анализ сборника Саши Чёрного «Детский остров»;
- изучить композиционные и жанрово-стилевые особенности «Дневника фокса Микки»»
- отследить лирические и библейские мотивы в произведениях Саши Чёрного.
Дипломная работа состоит из пяти глав, третья и пятая из них - из трёх пунктов. Две главы посвящены творческому облику Саши Чёрного, три главы - творчеству писателя, здесь анализируются его произведения.
Тема дипломной работы многофункциональна. Во-первых, рассматриваются современные толкования понятий «детская литература» и «детская поэзия»; во-вторых, отслеживаются художественные особенности произведений Саши Чёрного, что важно для изучения его творчества в школе.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Творческий облик Саши Черного 6
Глава 2. Творчество Саши Черного в оценке современников:
писателей и литературоведов 15
Глава 3. Идейная специфика «Детского острова» Саши Черного
3.1 .Рождение и становление замысла, история создания
«Детского острова» 21
3.2.Тема Родины и одиночества в сборнике
«Детский остров» 24
3.3.Недетский подтекст «детских» стихотворений 30
Глава 4. Композиционные и жанрово-стилевые особенности
«Дневника фокса Микки» 36
Глава 5. Поэзия Саши Черного, обращенная к детям
5.1. Характер лирического в произведениях Саши Черного 39
5.2. Конкретные образы в произведениях Саша Черного 42
5.3. Библейские мотивы в творчестве Саши Черного 46
5.4. Переосмысление фольклорных традиций 51
Заключение 55
Литература 58
Приложения 60
Литература
1. Александров В. Видим столько, сколько в нас заложено: [О корневых проблемах детской литературы] // Детская литература.-1993 .-№ 2 - № 10/11 - С. 55-57.
2. Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: Материалы к библиографии. - СПб.: Наука,1993.
3. Антонов А. Анафема «детской литературе»: [Литературно-критические заметки]//Грани.-1993 - № 168 - С. 119-140.
4. Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. -2002. - №5.
5. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии - М.: Современник, 1990.
6. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы - М.: Наука, 1968.
7. Есаулов И. Где же ты, золотое руно?: Идиллическое в детской поэзии // Детская литература. 1990 - № 9 - С. 26-30.
8. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения - М.: Флинта; Наука, 1999. - 248 с.
9. Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза - М.: Книга, 1991.
10. Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. - 2005. - №4
11. Колесникова О.И. Заметки о языке поэзии для детей // Русский язык в школе 1994 - № 4 - С. 59-64.
12. Копылова Н.И. Стиль «Солдатских сказок» С. Чёрного // Народная и литературная сказка Ишим, 1992.
13. Кривин Ф. Саша Черный // Черный Саша. Стихотворения - М.: Художественная литература, 1991.
14. Некрылова А. Народная демонология в литературе // Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998.
15. «Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно - совсем не смеялся...» // Публичные люди. - 2003. - №10.
16.Соколов А.Г. Проблемы изучения литературы русского зарубежья // Филология. - 1991. - № 5.
17.Соложенкина С. И никаких проблем...: [О задачах детской литературы] // Детская литература-1993.-№ 8/9.-С. 3-9
18.Спиридонова Л. Русская сатирическая литература начала XX в. - М.,1977.
19.Спиридонова Л. Саша Черный // Литература русского зарубежья. - М., 1993.
20.Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного // Черный Саша. Избранное - Ростов н/Д., 1990.
21.Черный С. Дневник фокса Микки. - М: Дрофа,2004.-128с.
22.Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991.
23.Черный Саша. Смех - волшебный алкоголь // Спиридонова Л. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. - М., 1999.
24.Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Эллис Лак, 1996.