Налоговая система современной России формировалась в слож¬ных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, хаотически осуществленная при¬ватизация лишила государство важнейших источникв финансовых накоплений, рост внешней задолженности вынудил власти сделать упор в налоговой политике на достижение главным образом фис¬кальных целей. Однако при разгуле коррупции (общая сумма взяток сопоставима с доходами федерального бюджета), криминализации общественной жизни ориентация на ужесточение налогового режима обычно приводит к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие теневой сектор в российской экономике приобрел угрожающие масш¬табы, наметились тенденции к массовому уклонению от уплаты нало¬гов, сокращению налоговой базы. Власти были вынуждены объявить о проведении налоговой реформы, пойти на некоторое ослабление налогового пресса. Хотя, если ставки по отдельным налогам и были снижены (правда, с учетом одновременной отмены льгот по этим на¬логам налоговое бремя для предприятий, особенно в сфере малого бизнеса, уменьшилось незначительно), о подлинном реформировании налоговой системы говорить пока преждевременно.
Действительно, при всем внешнем приближении российской на¬логовой системы к западным образцам (резкое расширение системы подоходного обложения граждан и предприятий, переход к исчис¬лению прибыли предприятий как разницы между валовой выручкой и суммой расходов, замена налога с оборота на НДС, принятие Налогового кодекса и т.д.) никак не сокращается - а скорее, растет -разрыв между пониманием задач, целей и принципов налогообло¬жения в странах Запада и в России. Если в первых считается нео¬споримым, что налоги не должны подавлять производственную ак¬тивность предприятий, подрывать покупательную способность насе¬ления и препятствовать накоплениям (как источнику внутренних инвестиций), то в нашей стране эти истины опровергаются на каж¬дом шагу. Более того, можно утверждать, что в России система нало¬гообложения в целом построена на открытом игнорировании почти всех его основополагающих принципов .
Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воз¬действует на личное потребление и платежеспо¬собный спрос населения путем установления не¬облагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп това¬ров от соответствующих налогов. Через регули¬рование платежеспособного спроса населения го¬сударство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвес¬тиции.
Реформа налогообложения, проводимая в Рос¬сии в течение нескольких лет, в значительной степени расширила круг реальных налогопла¬тельщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюд¬жет части доходов физических и юридических лиц .
Практически все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства являются пла¬тельщиками налогов. Поэтому недоработки в на¬логовом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Изменилось и отношение государства к налогоплательщикам. Совершенно верно замечает Н.И. Матузов, что государство, стоящее над личностью, не может считаться правовым .
Цель курсовой работы исследование сущности и состояния налоговой системы.
Задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и сущность налоговой системы и налогов; во второй главе работы показать особенности построения отечественной налоговой системы; в третьей главе проанализировать перспективыразвития налоговой системы РФ.
Источники: при написании курсовой работы использованы нормативно - правовые акты, журнальные статьи, специальная и учебная литература.
Введение 3
1. Понятие и сущность налоговой системы 5
1.1. Понятие налоговой системы и экономическое содержание налога 5
1.2. Функции и виды налогов 7
2. Налоговая система в Российской Федерации 16
2.1. Система налогов в РФ 16
2.2. Принципы построения налоговой системы 21
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 23
3.1. Состояние налоговой системы РФ на современном этапе 23
3.2. Проблема реформирования налоговой системы 27
Заключение 34
Литература 36
1) Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.)
2) Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. 2002. № 7.
3) Жевакин С.Н. К вопросу о путях совершенствования налоговой системы РФ. М., 1997.
4) Колчин С.П. Налогообложение. М., 2003.
5) Кучерявенко Н.П. Правовая природа налога // Финансовое право. 2002. № 2.
6) Ларионов И.И. О налоговой системе России // Финансы. 1995. № 37.
7) Матузов Н.И. К вопросу о суверенитете личности // Правоведение. 1995. № 4.
8) Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. 2002. №9.
9) Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1994.
10) Общая экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 1999.
11) Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995.
12) Пояснительная записка к проекту Федерального бюджета на 2004 год // АКДИ «Экономика и жизнь». 2003. № 11-12.
13) Рашин А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе // Государство и право. 2002. №7.
14) Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003.
15) Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. М., 2001.
16) Экономическая теория: Пособие для преподавателей / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 2001.