Введение В настоящее время задачи, стоящие в народном хозяйстве планирование производства, обслуживания, транспортных перевозок и т.п., являются очень сложными и объемными. Каждая такая задача имеет множество параметров, от которых зависит эффективность тех или иных операций. Если еще в начале двадцатого века задачи производственного планирования можно было решить методом перебора вариантов, то сейчас это невозможно. Поэтому и возникла дисциплина, получившая название “Системный анализ и исследование операций”. Под исследованием операций понимается применение количественных математических методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Исследование операций начинается в том случае, когда для принятия количественного решения применяются математические методы. В настоящей работе производится решение комплекса типовых оптимизационных задач, стоящих перед руководителем предприятия или его подразделения. Это задача о наиболее выгодном распределении ресурсов, выпуске и транспортировке продукции, задача о назначениях, задача линейного программирования и задача с использованием системы массового обслуживания. 1 Оптимизация с использованием модели транспортной задачи 1.1 Математическая модель задачи Математическая модель задачи представляет собой следующее. Необходимо доставить от заводов i некоторый однородный товар в объеме Аi единиц потребителям j с минимальными транспортными издержками. Потребность каждого потребителя в товаре составляет Вj единиц. Известны также сij – величины стоимости перевозки единицы груза от i – того завода к j – потребителю. Т.к. , то мы имеем транспортную задачу открытого типа. Введем переменные xij=Аij, обозначающие количество единиц груза, перевозимого от i-го завода j-му потребителю. Такие переменные должны удовлетворять следующим условиям: 1. ограничение по запасам: j=1n xij = Ai; (1.1.1) 2. ограничение по потребностям: i=1m xij = Bj; (1.1.2) 3. условия неотрицательности: xij0(i=1..m; j=1..n). (1.1.3) Суммарные транспортные затраты на перевозки определяются следующей формулой: L =i=1m j=1n cijxij (1.1.4) Таким образом, математически транспортная задача представляется так. Найти m.n переменных xij, удовлетворяющих системам уравнений (1.1.1) и (1.1.2), и условиям неотрицательности (1.1.3), для которых целевая функция (1.1.4) принимает минимальное значение.
Введение.........
1 Оптимизация с использованием модели транспортной задачи .............
1.1 Математическая модель задачи...............
1.2 Выбор и описания метода решения...........
1.3 Оптимизация решения вручную................
1.4 Оптимизация решения с использованием средств Microsoft Excel
2. Задача о назначениях.
2.1. Математическая модель задачи .
2.2. Выбор и описания метода решения...........
2.3. Оптимизация решения вручную................
2.4. Оптимизация решения с использованием средств Microsoft Excel .
2.5. Оценка эффективности оптимального решения .
3. Общая задача линейного программирования ....
3.1. Математическая модель задачи..
3.2. Выбор и описание метода решения...
3.3. Оптимизация решения вручную.
3.4 Оптимизация решения с использованием средств Microsoft Excel ....
3.5 Оценка эффективности оптимального решения ...
4. Использование методов теории массового обслуживания
4.1. Описание объекта и математическая модель задачи ..
4.2. Выбор и описание метода решения .
4.3. Решение задачи и его интерпретация.
4.4. Оценка эффективности оптимального решения ..
Заключение .
Литература .
Литература:
1. Экономико-математические методы и модели для руководителя. Под ред.
Сергеева - М.: «Экономика»,1984.
2. Кузнецов А.В., Холодов Н.И. Математическое программирование. Мн.: Выш. Шк., 1984 256 с.
3. Кузнецов А.В., Сакович В.А., Холодов Н.И. Высшая математика: Математическое программирование. Мн.: Выш. Шк., 1994 350 с.
4. Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М.: Наука, 1965 323 с.
5. Системный анализ и исследование операций. Методические указания к курсовой работе для специальности 1-53.01.02.ПЗ - Автоматизированные системы обработки информации. Могилев: ММИ, 1996. 30 с.
6. Солодовников А.С., Бабайцев В.А., Браилов А.В. Математика в экономике. «Финансы и статистика», 1998 г.
7. Б. В. Гнеденко, И. Н. Коваленко. Введение в теорию массового обслуживания. М., 1987.
8. Т. Л. Саати. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения: Пер. с англ. /Под. ред. И. Н. Коваленко, изд-ие 2. М., 1971.