Введение Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения . Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна. Знание психологии внимания важно для решения многих практических задач, встающих перед педагогом, воспитателем. Оно может быть полезно для: - решения тактических задач, возникающих в процессе учебной деятельности, на уроке (сфокусировать внимание на определенном объекте, переключить внимание с одного на другое и т. п.); - выстраивания стратегической программы педагогической, воспитательной работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся (концентрации, способности к переключению и т. п.); - организации образовательной среды, в частности ее материальной части: оформление школы, классного кабинета, специфика используемых наглядных пособий; - развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные педагогические и воспитательные выводы; - организации занятий, направленных на развитие внимания детей; - ведения грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной родительской помощи своему ребенку; - своевременного выявления детей с синдромом дефицита внимания и обеспечения правильного отношения к таким детям как в школе, так и в семье. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы Проблемой нарушения внимания психологи занимаются больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений. Однако, можно отметить недостаточную разработанность вопроса внимания именно как психического познавательного процесса и особенностей путей развития внимательности человека как личностного качества, что представляет собой проблему исследования, и обусловило выбор темы исследования «Внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество» Цель исследования - провести анализ особенностей развития внимание как психического познавательного процесса и свойств, нарушений и путей тренировки внимательности как личностного качества. Объект исследования – внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество.
Оглавление Введение……………………………………………………………………..……3 Глава 1. Внимание как психический познавательный процесс 1.1. Внимание как составляющая системы психических познавательных процессов человека………………………..……….………………………5 1.2. Сущность, виды и качества внимания…………………………….…9 1.3. Нарушения внимания………………………………………………...13 Глава 2. Внимательность как личностное качество…………………………...15 2.1. Особенности внимательности как свойства личности…………….15 2.2. Особенности формирования внимательности……………………...18 2.3. Упражнения для развития внимательности………………………...22 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованной литературы…………………………………………...27
Список использованной литературы 1. Аткинсон Р. Психические познавательные процессы. – Орел: 2009. 2. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЭКСМО, 2007. 3. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. 4. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 2001. 5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -- М.,2001. 6. Немов Р.С. Психология в 3 т., т.1, М.,2008. 7. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. 8. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. - Москва: Изд-во «Просвещение», 2006. 9. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. 10. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000. 11. Романова В. Я. Психология памяти. М.: ЮНИТИ, 2000. 440 с. 12. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психические познавательные процессы. – М.: 2001.