Введение Несмотря на заметный в последние десятилетия крен литературоведческой науки в сторону постсимволистских направлений, русский символизм по-прежнему остается в поле зрения современных ученых. Круг исследовательских интересов внутри символизма неизменно расширяется. В световое пространство науки введены не только ведущие деятели символистской эпохи (В. Брюсов, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, Ф. Сологуб, М. Кузмин), но и их менее заметные, но не менее интересные и значимые современники (Н. Минский, И. Коневской, Ю. Балтрушайтис, Ю. Верховский, Эллис и др.). Тщательному изучению подвергается историко-литературный контекст символизма, в частности, символистская журналистика. Внимание ученых привлекают культурные связи и истоки символизма. Филологи изучают символистский словарь. Объединяясь, вера и знание рождают принципиально новое явление, совмещающее черты того, и другого: попытки описать объект веры с помощью логики и философии, подойти с рациональной точки зрения к священному писанию и т.д.; объединение же их геометрических знаков – вектора и круга – дает спираль. Спираль – это схема восхождения, подразумевающая постоянное возвращение к пройденному, но уже на новом уровне, с новым переосмыслением. Это движение подразумевает путь не сплошной, но многоуровневый, на котором каждый уровень – новая ступень. Таким образом, главными доминантами, на которых строится культура, в основе которой лежит символистское мышление, являются символ, идеалистическое мышление (представление о двоемирии), ритуалы и таинства, а также нравственный дуализм, аскеза (инициация, монашество), религиозный акт и гнозис как средства познания метафизического, способные к взаимопроникновению и синтезу.
Введение 3 1. Источники и общая как характеристика русского символизма 5 2. Вл.Соловьев и его влияние на русских символизм 9 Заключение 14 Список литературы 16
1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aestethica: в 2 т. – М. – СПб., 1999 2. Ильина Н.В. Образы любви и смерти в художественной философии символизма // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь ХХI века – будущее Российской науки».- Ростов-на-Дону, 2005 3. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. №7 4. Корнюхина А.В. Мистический анархизм как стадия формирования русского символизма// Вестник Московского Государственного областного университета. Вып. 3. Серия «Философские науки», №2. М., 2006 5. Муратов А.Б. Смысл человека есть он сам. – Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. – СПб: Худож. лит., 1994 6. Радлов Э.С. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. – СПб.: Образование, 1913 7. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1 – М.: Мысль, 1990 8. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика / В.С.Соловьев. – М.: Искусство, 1991 9. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 2002 10. Хоружий С.С. Наследие Вл. Соловьева сто лет спустя // Соловьевский сборник. – М.: Издательство «Феноменология-Герменевтика», 2001