ВВЕДЕНИЕ Философское знание представляет собой единую систему с едиными основными принципами, способами построения теории отдельных философских дисциплин (онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики и др.). Поэтому попытки радикально противопоставить методологические основы процесса изучения природных и социальных объектов естественнонаучной и социальной гносеологии нельзя признать оправданными. Вместе с тем, познание природной и социальной действительности имеет в силу качественных отличий свои особенности. Такие отличительные черты субъект-объектного отношения в обществознании, как наличие сознательного, субъективного элемента в процессе человеческой деятельности, качественное совпадение субъекта и объекта познания, присутствие неустранимого субъективного элемента в познавательном образе и другие, положены в основу разграничения познавательного процесса в естественных и общественных науках. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего углубления наших знаний об особенностях социального познания. Теория социального познания отражает важнейшие гносеологические и аксио-логические вопросы, связанные с жизнью и развитием общества, анализирует проблемы специфики взаимодействия субъекта и объекта, субъективного и объективного, ценностного и познавательного аспектов, эмпирического и теоретического уровней социального познания. Главной целью теории социального познания является гносеологический анализ социального знания как специфической формы отражения действительности, что органически включает в себя разработку проблемы истины в социальном познании, применение категории общественно-исторической практики как критерия истинности знания. Истина - великая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а со временем значение и ценность ее только увеличивается, подобно антиквариату, который с каждым годом становится все более бесценным. Истина в сфере социального познания является средством накопления общественного знания, способствует его прогрессу. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Еще в глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной. Поэтому целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически каждого философа – проблемы истины – в свете рассмотрения ее обратной стороны (лжи). Данная тема всегда остается широкоисследуемой, так как взгляды на данную проблему непрерывно меняются, предлагаются и уточняются новые концепции понимания и познания мира. Среди задач данной работы можно выделить такие: - рассмотреть сущность понятия истины и его места в философии; - показать специфику социального познания, его отличие от естественнонаучного знания; - проанализировать проблему истинности социального познания; - понять значение искажения истины в социальном познании. Структура работы. Работа состоит из введения, трех вопросов, заключение и список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Основные подходы к трактовке истины 5 2. Специфика социального познания. Проблемы истины в сфере социального познания 11 3. Искажение истины 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. – С.Пб, Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2006 – 376с. 2. Гадамер Г. Истина и метод. / Г. Гадамер - М.: Прогресс, 1988. – 290с. 3. Мамардашвили М.К. Из лекций по социальной философии Необходимость себя / М.К. Мамардашвили. - М.: Эсмо, 2006. – 221с. 4. Микешина Л.А. Проблема истины/ Л.А. Микешина // Философские науки. - 1976. - №2 – С.21-23. 5. Очерки социальной философии. - М.: Наука, 2004, - 232с. 6. Философия. Учебник для вузов / под ред. В.В. Миронова. – М.: Изд. Норма. 2005, - 928 с. 7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с. 8. Хрестоматия по философии / под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2001. - 416 с.