1.Роль археологии и этнографии в изучении первобытной культуры
Понятие первобытное общество подразумевает - общество охотников и собирателей, уровень технико-экономического развития которого в основном соответствует каменному веку; жизнеобеспечение этого обществ опиралось почти исключительно на охоту и собирательство, местами рыболовство, а основной ячейкой социальной интеграции являлась первобытная земледельческая община.
Общества этого типа еще недавно сохранялись в разных частях земного шара. Этнография изучает эти общества как целое, холистически. Иначе говоря, всё без исключения в жизни этих обществ, в их культуре она рассматривает как свой законный предмет исследования.
При изучении культурной жизни этих обществ она обращается и к другим формам общественного сознания, искусству, первобытной этике, первобытной науке, с которыми культура связана теснейшим образом.
Более того, подлинное понимание места и значения культуры в жизни первобытного общества возможно лишь в том случае, если первобытная культура изучается в тесной связи и взаимодействии с жизнью общества в целом.
Рассматривая культуру охотников и собирателей исторически, этнография изучает и те процессы, которые происходят в кльтуре этого общества в эпоху колониализма.
Наряду с этнографией, важнейшим источником для изучения жизни первобытного общества является археология, материалы которой относятся к обществам глубокой древности. В то время как археология доносит до нас непосредственные вещественные следы древнейших культур, этнография, изучает жизнь первобытных обществ недавнего прошлого во всей ее полноте, располагает информацией, необходимой для того, чтобы осмыслить и интерпретировать данные археологии, насытить жизнью построения, опирающиеся на безмолвные археологические свидетельства.
Существует два противоположных подхода к проблеме использования данных этнографии для реконструкции первобытной древности. Один из них можно назвать гиперкритическим. Его представляют, как правило, археологи. В основе этого подхода находится вполне оправданное критическое отношение к широко распространенному приему прямых сопоставлений между фактами археологии и этнографии, к так называемому методу археолого-этнографических аналогий. Действительно, прямые аналогии между древними и современными первобытными обществами порою способны лишь ввести в заблуждение. Современная наука нуждается в более совершенной методике.
Другой подход являет собою довольно распространенный прием умозрительных построений, либо игнорирующий факты, либо привлекающий их произвольно, избирательно, для подкрепления априорной гипотезы, заранее сконструированной схемы, не вытекающей из фактов, а навязываемой себя им. Здесь зачастую бессистемно, некритически собраны обычаи народов, находящихся на различных уровнях общественного развития.
Данные этнографии в своей совокупности показывают, что ведущие принципы организации первобытных обществ совпадают, в каких бы условиях последние не находились, в каких бы различных природно-географических зонах они не обитали. Эти принципы имеют, следовательно, универсальный характер. Компоненты первобытных социальных общностей образуют два крупных блока. Один из них характеризуется однотипностью, второй, напротив, бесконечной вариативностью. В основе первого находятся явления, которые можно назвать глубинными, в основе второго явления как бы лежащие на поверхности. Первые формирутся на базе необходимых для самого существования общества, преимущественно социально-экономических отношений, к ним относится и основной производственный коллектив первобытного общества община. Вторые это те явления культуры, которые, образуя бесконечные, неповторимые сочетания своих элементов, так сильно отличают одно первобытное общество, один этнос, от другого.
Исторически и логически первый блок является первичным, исходным; в процессе исторического развития на него наслаивается все многообразие этнических культур, характеризующих второй блок. Как бы ни менялись условия жизни традиционных первобытных обществ, глубинные структуры сохраняют принципиальное единство своего построения, своей архитектоники, и этим отличаются от структур второго блока. Диалектическое единство этих двух блоков, двух типов социальных структур выражает единство и, в то же время, многообразие первобытных обществ.
Антропология, в которую этнография раньше входила как основная отрасль, выделилась в естественноисторическую дисциплину, изучающую всесторонне человека, как особый вид homo sapiens, исследуя его анатомическое строение, физические сходства и различия, биологические свойства и т.д.
От археологии этнография берет, как готовые выводы, классификации рас и этнических групп, все то, что характеризует человека в биологическом и антрополого-географическом отношениях.
2.Основные этапы становления человека, общества и культуры
Первобытная эпоха это самый большой период в истории человечества от возникновения человека и до появления государственности. У разных народов этот период протекал по - разному некоторые даже сейчас живут в условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру, которая существовала до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.
На протяжении первобытной эпохи происходили такие процессы:
антропогенез биологическая эволюция человека, который завершился приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида (Homo sapiens), а также основных человеческих черт;
формирования мышления человека, его речи;
расселение человечества по всем континентам;
переход людей от присваивающего ведения хозяйства (охота, собирательство) к воспроизводящему ведению хозяйства (земледелие, скотоводство).
социогенез формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации;
появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем.
Среди этих важных процессов, которые заложили фундамент истории человечества, важное место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческой деятельности. Причем для ранних этапов истории разных народов характерна закономерность и общность становления культуры.
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, и искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности включал в себя другие. Например, в охоте были соединены: технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты индивидуальная, коллективная, религиозные представления магические действия с целью обеспечения успеха, которые, в свою очередь, содержали элементы художественной культуры песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры.
Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит 2 млн. лет назад граница III тысячелетия до н.э.; эпоха бронзы II тысячелетие до н.э.; ранний железный век І тысячелетие до н.э.
Палеолит. Первый человек был медленнее и слабее, больших хищников, у него не было природного оружия животных. Люди научились компенсировать эти недостатки, используя камень, кость или дерево. Мастера раннего палеолита создавали острые каменные орудия. Для этого выбирались твердые горные породы, чаще всего кремень.
Предки современного человека все больше отделялись от животного мира. Изготовление орудий труда, выпрямления осанки, изменение поступи, согласованные действия, которые требовали сигнальной системы, мясная еда совершенствовали наших предков. Около 1,5 млн. лет тому назад появилось ручное рубило своеобразный тип универсального каменного орудия листовидной формы. Приблизительно 300200 тысяч лет тому назад люди овладели огнем. Одним из его источников, вероятно, были деревья, которые возгорались от молнии.
Около 200 тыс. лет тому назад начался ледниковый период. Люди очутились в очень жестких природных условиях, однако оказались в состоянии им противостоять. Наиболее существенные изменения принадлежат к последней стадии палеолита так называемого верхнего палеолита. В это время сформировался человек современного антропологического типа кроманьонец.
Люди в этот период заселили все континенты, по некоторым скелетам уже можно проследить ту или другую современную расу.
В изготовлении каменных орудий появилась новая техника: от каменной заготовки нуклеуса откалывали узкие каменные осколки. Возникла специализация орудий ножи, скребки, пилочки, наконечники. От мастера требовалась виртуозная точность обработки камня.
Люди уже жили не только в природных убежищах, появились разные виды искусственного жилья: землянки, постройки из бивней мамонта и т.д.
Исследования жилья позволяют сделать выводы о социальном строе верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, была родовая община, которая насчитывала около сотни людей. Сплоченность родового коллектива доказывает сложный процесс охоты на бизонов, пещерных медведей, быков, мамонтов, шерстистых носорогов. Охотники загоняли животных в ямыловушки, ущелья, или бездны.
1.Роль археологии и этнографии в изучении первобытной культуры 2
2.Основные этапы становления человека, общества и культуры 5
3.Миф и мифологическое сознание 10
4. Художественная и духовная культура первобытности 14
Список литературы 22
Список литературы
1. Алексеев В.П., Першин А.М. История первобытного общества. М., 1990
2. Асанов Л.Н. Тайны первобытного мира. М., 2002.
3. Ларичев В.Е. Прозрение. Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990. с. 5 27, 115 176.
4. Леви Брюль Л. Первобытное мышление М.,1994.
5. Мириманов. В.Б. первобвтное и традиционное искусство. М., 1973.
6. Происхождение вещей: очерки первобытной культуры. М., 1995.
7. Срабова О.Д. Древний мир. Раздел « Первобытное общество».Гл. ІІ. М., 2002.
8. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
9. Токарев С.П. Ранние формы религии. М., 1990. С.376 551, 577 588.
10 Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.