Введение
Природа межличностных отношений в любых общностях является достаточно сложной. В каждой общности проявляются как сугубо индивидуальные качества личности, так и усвоение личностью норм и ценностей общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества.
В детских и подростковых группах складываются межличностные от-ношения, отражающие взаимосвязи учеников этих групп. Особенно интен-сивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы – важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальных отношений с окружающими. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависит лишь от подростка, но и от особенностей группы, к кото-рой он относится. Известно, что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создает для проявления позитивного и торможения негативного в личности.
Влияние со стороны группы проявляется в форме эмоционального и морального настроения, самочувствия, которое доминирует в человеке во время длительного пребывания в ней. Самочувствие в группе определяет ее социально-психологический климат. Социально-психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, которые способствуют или тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе. Главной причиной возникновения негативного социально-психологического климата в классе, является нежелание или неумение правильно воспринимать и оценивать людей, предубежденное отношение к ним. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что диагностирование уровня развития класса, социально-психологического климата в нем, предупреждение складывания негативного социально-психологического климата в классе, оказание помощи подросткам в занятии надлежащего места в структуре класса - является главной в работе школьного психолога. Таким образом, можно считать, что тема курсовой работы «Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе», является актуальной.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности развития межличностных отношений в
подросковых группах 6
1.1. Возрастные особенности подростков 6
1.2. Особенности межличностной коммуникации в подростковом
Возрасте 14
1.3. Роль и статус личности в группе. Формальное и неформальное
Лидерство 18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских
качеств личности и социального статуса подростков 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и обобщение результатов 23
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
Список литературы
1. Авермат Э. Социальное влияние в малых группах // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.504-547.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Ас-пект-Пресс, 2002
3. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. - М.: Академия, 1998. -256 с.
4. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.
5. В мире подростка / Под ред. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1982.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. -351с.
7. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984.
8. Заброцький М. Вікова психологія: Навч. посібник. -К.: МАУП, 1998.
9. Исаев Д., Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола. -Л, 1999.
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1989.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Педагогика, 1989.
13. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.
14. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих. -М.: Педагогика, 1999.
15. Немов Р.С. Психология. В трех кн. Кн 2. -М.: Владос, 1999. -608с.
16. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во Ленингр. универ., 1979. -150с.
17. Основи практичної психології: Підручник для студ. вищ. навч. закла-дів. -К.: Либідь, 2001.
18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ПсихологияМ.: Академия, 2001.
19. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с.
20. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с.
21. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. -640с.
22. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2004. -376с.
23. Социальная психология /Под ред. академ. А. Петровского. -М.: Про-свещение, 1978. - 224с.
24. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. -СПб.: Лидер, 2005. -592с.
25. Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 / С.Р. Филонович – М.: «ИНФРА-М», 1999. – 328 с.
26. Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. - М.: Издательство \"Экзамен\", 2007. - 48 с.
27. Шибутани, Т. Социальная психология/Т.Шибутани. – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 – 539