Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Более того, имеются основания считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, в затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает самого пристального внимания.
Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей. Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества.
Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется. Так обстоит дело не только с речевыми способностями.
К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая любознательность; свежесть, острота восприятия; яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх; черты ясности, конкретности мышления и так далее. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.
Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдаются в раннем детстве, в период бурного физического и психического развития. В связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста.
Крайним упрощением было бы думать, что переход от более младших возрастов к старшим означает только подъем на более высокий уровень, совершенствование этих свойств. По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение некоторых ценных сторон ее свойств.
Важно учитывать, что возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через какую-нибудь из них. Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними условиями.
Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств.
Введение 3
1.Комплексное изучение жизненного пути человека 5
1.1.Области развития 6
1.2.Развитие в условиях современной жизни 14
2.Отклонения в развитии 18
2.1.Виды нарушений развития 18
2.2.Причины отклонений в развитии 26
3. Развитие способностей ребенка в благоприятных условиях 31
3.1. Возрастные ступени одаренности 32
3.2. Сильные и слабые стороны гения 36
Заключение 43
Литература 44
1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991г. c. 185.
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991г. c.46.
3. Запорожец. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 1986 г.
4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений / Б.П,Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стереотип - М.: Издательский центр \"Академия\", 1999 - с.144
5. Крайг Грэйс. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000 - с 992
6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971г. c.242.
7. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. //Семья и школа, №12 1990г. стр.