Введение
В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование.
Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.
Выбранная тема «Право и национальные традиции» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть особенности права и национальных традиций.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности национальных традиций;
2. Изучить важность понимания национальных традиций при законотворческой и правоприменительной деятельности;
3. Рассмотреть законы и обычаи в правовых традициях Запада-России-Востока.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Право и национальные традиции
1.1. Основные положения
Что же следует понимать под традициями и обычаями?
В литературе нередко можно встретить примеры отождествления традиций и обычаев. Многие авторы считают возможным рассматривать данные понятие как эквивалентные, равнозначные. Вместе с тем это неверное, неглубокое понимание данных, безусловно, весьма взаимосвязанных явлений культуры народов.
Этимологически «традиция» от латинского (traditio) означает «передачу, повествование, предание». Данное значение положено в основу множества определений понятия «традиция», которые можно встретить в академических источниках. Однако различные авторы, что примечательно, в своих формулировках делают ударение на разное.
Наиболее простое определение мы видим у классиков марксизма, которые под традициями понимали все то, что создавалось творчеством народных масс, а затем передавалось из поколения в поколение. В этом определении ударение, как видно, сделано на источник возникновения традиций это народ, его творчество.
В определении других авторов угадывается желание оговорить «объемы» народного творчества, «укладывающегося», по их мнению, в понятие «традиция», а также роль и значение традиции.
Так, одни авторы рассматривают традиции как явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.
В Военной энциклопедии «традиция» определяется как то, что передается от поколения к поколению, как общепринятое, общеобязательное, проверенное прошлым опытом, признанное необходимым для обеспечения альнейшего существования и развития индивида, коллектива, класса, государства и общества.
В Российском Энциклопедическом словаре традиции определяются как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают религиозные предания, определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
В.Д. Серых дает более расширенное, как представляется, определение понятия «традиция». «Традиция - своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. Традиции предполагают привычные представления и вкусы, идеи и убеждения, воплощенные в различных направлениях искусства, в науке, политике, обусловленные общественными отношениями и опирающиеся на силу общественного мнения».
Надо заметить, что анализ определений, где рассматривается роль, функции традиций, позволяет увидеть их специфичность относительно смежных понятий и, в частности, отличие традиций от обычаев. В частности, обозначить различие известных понятий можно на фоне анализа психологических, педагогических, социальных функций традиций.
Дело в том, что эти роли обычая те же, что и традиции, но сферы их действия уже различаются. Если традиции имеют место во всех сферах духовной и материальной жизни, то обычай существует лишь в отдельных ее областях, главным образом в сферах быта, общения, семейных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Право и национальные традиции 4
1.1. Основные положения 4
1.2. Важность понимания национальных традиций при законотворческой и правоприменительной деятельности 7
Глава 2. Законы и обычаи в правовых традициях Запада-России-Востока 17
Заключение 26
Список литературы 27
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2006.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006;
3. Бабаев В.К. Общая теория права. М., 2005;
4. Венгеров «Несущая конструкция правового государства». Журнал «Общественные науки» № 2. 2005 г.;
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2005;
6. Козлихин Н.Ю. Идея правового государства. СПб., 2006;
7. Кузнецов. Правовое государство. «Правоведение» № 1. 2004;
8. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005;
9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2006
10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2005
11. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 27.
12. Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2005. С. 41.
13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М, 2005. С. 42.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 2005
15. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М., 2005.
16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие М., 1995. Т. 2. Вып. 2, 3,4. С. 112.