ВВЕДЕНИЕ Сегодняшние условия в России характеризуются коренными преобразованиями практически во всех сферах жизни – от экономики до идеологии. Развитие российского общества носит неоднозначный и противоречивый характер, осуществляется смена ценностей, жизненных ориентиров и целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Изменения происходят и в сфере образования России. Способность человека к проективной (или проектной) деятельности, то есть плодотворному воображению, творческому и свободному переустройству реальности согласно «модели потребного будущего» является одной из ключевых характеристик «человека культурного». Данная способность определяется самой сущностью культуры, которая заключается в совокупности «проектных» (идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека, конструировании идеального образа человека и мира. Актуальность темы работы обуславливается тем, что на фоне демократизации общества, реформирования образовательной сферы, децентрализации управления культурными процессами особую роль играют специалисты социально-культурной сферы, которые владеют знаниями как в области менеджмента, юриспруденции, экономики, так и в области психологии, педагогики и культурологии. Таким образом, повышается значимость знания сущности, содержания и специфики социально-культурного проектирования. Социально-культурное проектирование широко применяется во всех профессиях социотехнической направленности, позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Следовательно актуальность темы работы не вызывает сомнений. Цель работы заключает в рассмотрении сущности, содержания и специфики социально-культурного проектирования. Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить круг взаимосвязанных задач. Задачами работы является: – обзор учебной и специальной литературы касательно анализируемой темы работы; – определение понятия и сущности социально-культурного проектирования; – уточнение содержания социально-культурного проектирования; – уточнение специфики социально-культурного проектирования. Теоретической и информационной базой для написания работы послужила учебная и специальная литература по социальному проектированию, научные статьи и публикации. Работа состоит из введения, двух разделов и заключения. Во введении кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется цель и задачи исследования. В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты социально-культурного проектирования, его сущность и содержание. Во второй части рассматривается специфика социально-культурного проектирования. В заключении подводятся итоги поделанной работы. 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Одной из важнейших форм развития человека и общества является сфера культуры, всеобъемлющий характер которой проникает и оказывает влияние на все сферы жизни общества – от экономики до идеологии. Современная литература дает множество различных определений «культуры», что обуславливает сложность определения границ ее сферы. Смыслом культурной деятельности является «улучшение» всех составляющих человеческого бытия, создание идеального образа человека и мира. «Человек культурный» обладает способностью к проектной (проективной) деятельности, которую относят к инновационной, творческой деятельности. Проектная деятельность может разделяться по способу проектирования, по объектам. Рассмотрим такой вид проектирования как социально-культурный. Вокруг понятия «проект» наросло множество преувеличений и неправомерных ожиданий, что заставляет затратить некоторое время на обсуждение существа проектного подхода к постановке задачи в соотнесении с иными подходами к ней, на рассмотрение взаимосвязи между программой, проектом, планом и собственно действием. Сравнив методы целенаправленных социально-культурных изменений, можно сказать, что технология проектирования обладает рядом преимуществ. Например, социально-культурное проектирование совмещает в себе как нормативный, так и диагностический подходы, которые характерны для программирования и планирования. Во время разработки программы делается акцент на нормативную сторону изменений, другими словами доминирующим является образ «потребного, должного». При этом стратегия программы является достаточно абстрактной, так как не учитывается реальная ситуация. При планировании наблюдается обратная ситуация –детально определяются цели, результаты и способы деятельности, поэтому
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность социально-культурного проектирования 5
2 Содержание и специфика социально-культурного проектирования 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М.,1995.
2) Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.
3) Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М.: МГИК, 1999.
4) Кузицын Г. М. Проектирование социально-культурных процессов: учебное пособие. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2002.
5) Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1998. 224 с.
6) Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004.
7) Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы : сб. науч. тр. / сост. Д. Б. Дондурей. М., 1986. 177 с.
8) Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. М.: Изд-во «Лань», 2003.
9) Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. СПб., 1996.