Введение
ГОМЕР (Homeros), греческий поэт, соответственно традиции, автор Илиады {Іlіas) и Одиссеи (Odysseіa), двух больших эпопей, которые открывают историю европейской литературы. О жизни Гомера в нас нет никаких сводок, а сбереженные жизнеописания являются более поздними по происхождению и часто переплетены с легендой (традиционные истории о слепоте Гомера, о споре семи городов за право быть его родиной). С XVІІІ ст. в науке идет дискуссия, как относительно авторства, так и относительно истории создания Илиады и Одиссеи, так называемый "гомеровский вопрос", Много ученых, названные плюралистами, доказывали, что Илиада и Одиссея в действительном виде не является творениями Гомера, а созданы в VІ ст. до н.э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны переданные из поколения в поколение песни разных авторов. А так названные унитарии отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единичность ее автора. Новые сводки об античном мире, сравнительные исследования народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первобытной версии плюралистов, но осложнили взгляд унитаристов. Историко-географический и языковой анализ Илиады и Одиссеи позволил датировать их приблизительно VІІІ ст. до н.э.
В настоящее время не подлежит сомнению, что Илиада и Одиссея вились результатом векового развития греческой эпической поэзии, а отнюдь не ее началом.
В данной работе будет дана общая характеристика поэм Гомера, а также рассмотрено место героев и богов в гомеровском эпосе.
I.Общая характеристика содержания поем Гомера.
Сюжетная основа "Илиады" и "Одиссеи" - это отзвуки дошедших до Гмера через 500 лет сведений о Троянской войне (XII в. до н.э.), в ходе которой микенские воины-ахейцы захватили и разграбили город. Это событие, знаменовавшее один из древнейших этапов борьбы между народами Азии и Европы, было основательно переработано мифологическим сознанием тогдашних людей и стало неисчерпаемым источником мифов, преданий, сказаний. Совершенно незначительный по позднейшим масштабам исторический эпизод (а Троя в ходе тысячелетий многократно разорялась, гибла и восстанавливалась) превращается в еще догомеровском мифе с грандиозное событие, определяющее судьбы богов и людей. Греки и троянцы истребляют друг друга во исполнение воли Зевса, решившего сократить число людей из-за их нечестия. Но при этом и сами олимпийские боги участвуют в битвах, как будто осознавая, что и их участь каким-то таинственным образом связана с земным уделом.
Величайшим новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус создателя всей европейской литературы, является принцип синекдохи, взятый им как основа сюжета "Илиады" и "Одиссеи", - не все десять лет Троянской войны, а всего лишь 51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней; не десять лет возвращения Одиссея, а всего 40 дней, из которых наполнены важными событиями опять-таки девять дней. Такая концентрированность действия позволила Гомеру создать "оптимальные" объемы поэм (15 693 стихотворные строки в "Илиаде", 12 110 строк в "Одиссее"), которые, с одной стороны, создают впечатление эпического размаха, с другой же - не превышают размеры среднего европейского романа.
"Одиссея" рисует более позднюю эпоху, чем "Илиада" - в первой показана более развитая рабовладельческая система. Вместе с тем обе поэмы отмечены единством стиля и композиционных принципов, что делает их своего рода дилогией и диптихом. В обеих сюжет строится на фольклорно-сказочном любовном мотиве (Ахилл хочет вернуть отобранную у него Бризеиду, Одиссей стремится к Пенелопе и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него), действие связано с великими испытаниями и утратами, а в финале главный герой воссоединяется с любимой, хотя это торжество отмечено и печалью.
В структуре "Илиады" прослеживается почти зеркальная симметрия первой и второй половин поэмы - "смотру со стены" в 3-й песне сооветствует "смотр" в песни 22 (третьей от конца), возвращение Хрисеиды отцу (песнь 1) имеет отклик в возвращении тела Гектора его отцу (песнь последняя) и т.д. Примерно так же в "Одиссее" начало, и конец поэмы посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о его странствиях, в которых главное место занимает его спуск в Аид, непосредственно перекликающийся с "Илиадой" (беседа Одиссея с душами Ахилла и Агамемнона). Эта симметрия имеет большую смысловую нагрузку, образно воплощая мифологические представления поэта о цикличном движении времени и о сферическом устройстве гомеровского космоса. Ритмическая упорядоченность помогает Гомеру как-то согласовывать и сглаживать многочисленные противоречия, неувязки в тексте его поэм, служившие издавна аргументом многих противников авторства Гомера.
Ритмическая упорядоченность помогает Гомеру как-то согласовывать и сглаживать многочисленные противоречия, неувязки в тексте его поэм, служившие издавна аргументом многих противников авторства Гомера.
Основа поэтики Гомера - это гекзаметр или, говоря иначе, шестистопный дактиль.
Все герои Гомера, воссоздаваемые с помощью этого древнегреческого гекзаметра, живут в особом поэтическом хронотопе, где находят разрешение многие (хотя и далеко не все) противоречия бытия, где уравновешиваются перед лицом неумолимой Судьбы, общей для всех смертных, высокое и низкое, цари и рабы, война и мир, трагическое и комическое, мудрое и наивно-примитивное, предельно - вплоть до натурализма - реалистическое и сказочно-мифологическое. Гомер, его предшественники и последователи, очевидно, буквально верили в "божественность" гекзаметра, и эта вера и гениальность принесли свои плоды: образы поэта и жизненны и вместе с тем величавы, пластичны, рельефны, многомерны.
Фатализм Гомера в отношении войн и других несчастий людей, обусловленный верой его в непостижимую Судьбу, умеряется наивно-стихийным оптимизмом поэта, влюбленного в жизнь, в ее красоту, которая воспринимается им как некая мощная магическая сила, как ослепительное сияние и сверкание, озаряющее буквально все в мире.
Особенную прелесть греческого эпоса представляют собой сравнения, которые, точно яркие цветы, разбросаны на мрачном фоне сражний (в "Илиаде" 178 сравнений, в то время как в "Одиссее" всего 29). У поэта, поглощенного своим сюжетом, в памяти всплывают аналогичные происшествия, и его воображение тотчас же набрасывает немногими штрихами образ, который на мгновение отрывает слушателя от хода действий, и этим самым заставляет его еще рельефнее представить себе изображаемое.
Останавливаясь на характерах "Илиады", отмечу, прежде всего, Агамемнона, которого его могущество и влияние поставили во главе предприятия. Этот раздражительный и легко теряющийся вождь не стоит на высоте своего положения уже лишь потому, что он не способен подчинять личные выгоды общему благу. В его сопернике Ахилле воплотился тип благороднейшего рыцарства: его доблести служат мерилом, которое поневоле применяется и к другим героям. Храбрость его проявляется столь же бурно, как и другие страстные порывы его молодого сердца. Но этот светлый образ затуманен дымкой грусти: не на долгую жизнь родила его богиня-мать, и в течение этой жизни ему суждено выпить до дна всю ту чашу горестей, которая выпадает на долю человека. В Ахилле подтверждается основная истина греческого нравственного кодекса, что несоблюдение меры - корень всякого зла.
В характере Одиссея соединены прямо противоречивые качества. В "Илиаде" он представляется преимущественно умным и ловким оратором. Такое описание его с вполне индивидуальными чертами дает Антенор в одной из позднейших вставок, где он изображает Одиссея задумчиво стоящим с потупленным взором, пока вдруг с уст его не срываются слова, точно снежинки в зимнюю вьюгу. В "Илиаде" ничего еще не известно об участии Одиссея в завоевании Трои и о его странствиях. Лишь в "Одиссее" раскрываются все противоречивые свойства его удивительно изменчивой натуры, столь характерной для древних ионийцев, а отчасти и для современных греков.
Введение 2
I.Общая характеристика содержания поем Гомера. 3
ІІ. Боги и герои в эпосе Гомера 7
Заключение 11
Список литературы 12
Список литературы
1. Полонская К.П. Поэмы Гомера. - М., 1961.
2. Лосев А. Ф. "Гомер", М., 1960.
3. Тройский И. История Античной литературы.
4. Тахо Гонди А. Античная литература М., 2005
5. Н. Сахарный. Гомеровский эпос.- М 1976; 3
6. И. Шталь. Художественный мир гомеровского эпоса. М 1983.
7. Шестаков С. "О происхождении поэм Гомера", Казань, 1892.