ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной темы выражается в том, что дисциплина предполагает подчинение единой направляющей воле - государственной воле, выраженной в соответствующих юридических нормах, правовых актах, или воле представителя государства в лице полномочного его органа или должностного лица, подчинение в определённой форме выраженной воле корпоративной организации или её органов и т.п. Этим достигается необходимое единство действий отдельных лиц, входящих в состав данной общности людей, социальных коллективов. Военная дисциплина представляет собой строгое и точное подчине-ние правилам поведения, порядку деятельности и отношений, установлен-ных для всего общества в целом или для какой-либо определенным образом организованной его части, социальной группы (коллектива). Повышение уровня правовых знаний - это начальный этап правового воспитания. Каждый грамотный военнослужащий должен четко представлять пределы своей правомерной деятельности и те границы, за которыми начинается неправомерное поведение, а его действия становятся опасными для общества. Помочь каждому военнослужащему в определении этих границ призван правовой минимум, однако практика свидетельствует, что военнослужащие не только слабо знают нормы, закрепленные в Конституции РФ, законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Уголовном кодексе, но и требования уставов, определяющих их обязанности по должности, специальные и общие обязанности военнослужащих. В отдельных случаях военнослужащие не представляют правомерности применения необходимой обороны, крайней необходимости, не могут правильно определить свое поведение в конфликтной ситуации. Психологические конфликты и недоразумения, возникающие между сослуживцами, а также подчиненными и начальниками, военнослужащими и работниками милиции, при неумении своевременно их разрешать нередко приводят к правонарушениям. Основа конфликтов разнообразна: от психологической несовместимости, неумения понять друг друга до столкновения интересов по службе. В большинстве случаев такие конфликты легко преодолимы при нахождении правомерного поведения. Вместе с тем само ознакомление с нормами права не гарантирует их исполнения. В отдельных воинских частях произвол, своеволие и игнорирование правовых норм достигли критического уровня. В частности, это выражается в различных формах злоупотребления служебным положением в виде сокрытия преступлений, использования труда подчиненных для личного обогащения, присвоения военного имущества и т.п. К сожалению, в средствах массовой информации мало публикуется материалов о положительных методах в правовом воспитании военнослужащих, предупреждении правонарушений, правильном применении допустимых законом мер необходимой обороны, поощрении действий командования при обнаружении признаков преступления. Специфика дисциплины выражается в том, что она должна быть не сознательная, а убежденная. Надо раз навсегда убедиться человеку, что он должен выполнять требования закона, устава и начальника и уже не раздумывать каждый раз над исполнением. Вот почему в военном деле в мелочах надо требовать не сознательного, а привычного исполнения, из которого вырабатывается одно из самых ценных качеств - исполнительность. Установленный порядок, основываясь на общих правилах поведения и деятельности в обществе, отвечает интересам и воле народа, политике государства, отражает специфику военной организации, особенности отношений между военнослужащими, вытекает из задач, требований военной службы в настоящее время и является обязательным для соблюдения в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Целью данной работы выступает правовых средств и методов укрепление воинской дисциплины. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать определение и характеристику воинской дисциплины; - рассмотреть специфику воинской дисциплины; - исследовать особенности правовых методов и средств укрепления воинской дисциплины. Структура работы состоит из введения, двух глав, двух параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА I. Общая характеристика воинской дисципли-ны..................................6 1.1. Понятие и сущность воинской дисциплины.......................................6 1.2. Специфика воинской дисципли-ны.....................................................11 ГЛАВА II. Особенности правовых средств укрепления воинской дисциплины………………………………………………………………………………....23 ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ.....................................................................................................34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................37
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (вместе с «Протоколом № 1» (г. Париж от 20.03.1952), «Протокол № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (г. Страсбург от 16.09.1963), «Протокол № 7» (г. Страсбург от 22.11.1984)) // Бюллетень международных договоров. - № 3. - 2001. 2. Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 //СЗ РФ от 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445. 3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в ред. 15.01.2011)// СЗ РФ от 01.06.1998. - № 22. - Ст. 2331. 4. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») (в ред. от 14.01.2011) //СЗ РФ от 15.04.2007. - № 47 (1 ч.). - Ст. 5749. 5. Указ Президента РФ от 14.12.1993 № 2140 «Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации» // СПС Гарант, 2011. 6. Указ Президента РФ от 14.12.1993 № 2140 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2002)//СПС Гарант, 2011. 7. Указ Президента РФ от 14.12.1993 № 2140 «Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2002) // СПС Гарант, 2011. 8. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 671 «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» //СЗ РФ от 13.02.2002. - № 27. - Ст. 2676. Научная и учебная литература: 1. Дайнес В.О., Авдеев В.А., Бородка Н.И. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, нравах и морально-психологических основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. – М., 2003. 2. Золотарева В.А., Марущенко В.В., Антюшина С.С. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. - М., 2004. 3. Золотарева В.А., Марущенко В.В., Антюшина С.С. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. - М., 2001. 4. Зарубин В.А. Дисциплинарная практика командиров и начальников -действенное средство правового воспитания военнослужащих // Информационный бюллетень методического совета института по обобщению передового опыта учебно-методической работы на кафедрах и в подразделениях. - Голицын, 2002. - № 19. 5. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. - М., 2006. 6. Корин С. Совесть, честь и ответственность военнослужащих // Ориен-тир.– 2005. - № 2. 7. Кабушкин, Н.И. Основы управления: Пособие. - М., 2007. 8. Кирпиленко П.А. Воинская дисциплина. - М., 2004. 9. Кутузов М.И. Субординация и дисциплина - душа службы воинской // На боевом посту. - № 3. - 2005. 10. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9. 11. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2004. 12. Манохин В.А., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Военная дисциплина.- М., 2005. 13. Манохин В.А., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. – М., 2003. 14. Смирнов А. Танковые асы СССР и Германии 1941 - 1945. Фронтовая Иллюстрация. - М., 2006. 15. Тихомиров С.В. Военное право. Учебник. - М., 2005. 16. Фрунзе М.В. Избранные произведения. – М., 1977. 17. Юрченко Ю. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины // Ориентир. -2005. - № 4.