Введение Актуальность темы. В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом. Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%. Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости. В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг. Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся - 55%. В данной работе мы рассмотрим положение России на международном рынке услуг, а именно такие сегменты рынка, как туристический, технологический и рынок транспортных услуг. Целью курсовой работы является рассмотрение российских предприятий на мировом рынке услуг. Объектом работы является российские предприятия. Задачами курсовой работы является: - рассмотреть понятия и структуры международного рынка услуг; - рассмотреть международный рынок туристических услуг; - изучить место российских компаний на рынке интеллектуальной собственности; - изучить место российских компаний на рынке транспортных услуг.
Содержание Введение 2 1. Понятие и структура международных рынков 4 1.1. Понятие и структура международного рынка услуг 4 1.2. Международный рынок туристических услуг 6 2. Российские компании на международных рынках 11 2.1. Российские компании на рынке интеллектуальной собственности 11 2.2. Российские компании на международном рынке транспортных услуг 28 Заключение 30 Список использованной литературы 32
Список использованной литературы 1. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. 2. Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2007г. 3. Гохберг Л. М. Статистика науки. М.: ТЕИС, 2003. С. 290. 4. Дмитриевич А.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал // Учебное пособие - М.; «Экономика» 2009. 5. Евдокимова В. Н. Правовое регулирование передачи технологии в России // Патенты и лицензии. 2000. № 8. С. 28. 6. Желтиков В.П. Экономическая география.// Учебник для вузов - Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс» 2008г. 7. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. - М.: Дело, 2007. 8. Маркетинг в России и за рубежом. 2001. Т. 2. С. 124 9. Международное экономическое сотрудничество в глобальном мире / под ред. Н. Н. Ливенцева. – 140 с. 10. Международные экономические отношения. / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2008. 11. Мельничук А. П. Международный обмен технологиями. М., 2003. С. 24. 12. Миклашевский Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. - М.: МГУ, "Дело и сервис", 2008. 13. Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М., Юристъ, 2009 14. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. -М.: Логос,2009. 15. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия / Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М., 2001. С. 401, 410, 438; Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / Под ред. С. А. Ситаряна. М., 2001. С. 27. 16. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля ; Рос. ассоциация междунар. исследований. – М. :МГИМО-Университет, 2007. 17. ресурсы Интернет: «МЖД» - транспортная стратегия РФ»//www.mzd.ru; «Россия на мировом рынке транспортных услуг» - сайт агентства экономического развития//www.aerqroup.ru; Информационно-библиотечный центр РЭА им. Г.В. Плеханова//realib.ru и др. 18. Россия в цифрах - М.: Федеральная служба государственной статистики. 19. Современные международные отношения Учебник / под ред. А.В.Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 20. Стратегические ориентиры развития России в глобальном экономичесaком пространстве. М.: ИМЭПИ РАН, 2004. С. 126. 21. Транспорт России №4 (396) 26.01.2006г. 22. Харламова В.Н., Филимонова Н.А. Россия на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности. 23. Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России.- М.: Премьера, 2007.