История отдельных промышленных предприятий, учреждений и организаций, наряду с судьбами людей составляют историю страны, влияя на её общественно  политическое  развитие. Изучение условий возникновения и функционирования предприятий и учреждений помогают понять особенности той или иной эпохи, её характерные черты. 
Осетровский речной порт, начавший свое строительство с 1950 года, является стратегически важнейшим предприятием для освоения Северных территорий Сибири, и пока и остается крупнейшим из речных портов России и Ленского бассейна. На примере деятельности Осетровского порта можно проследить не только его роль, как градообразующего предприятия, но и влияния комплекса социально  экономических и политических реформ проводимых в государстве и их последствия, которые непосредственно повлияли на перспективы развития и структуру  предприятия.
Потребность в создании  работы возникла в связи с тем, что на данный момент история г. Усть  Кута и порта Осетрово освещена фрагментарно и имеет «ряд закрытых страниц», к тому же  более чем  за полувековую деятельность речного порта не было попыток документально оформить историю предприятия, судьба которого не безразлична автору. 
Таким образом, исследование основных этапов и особенностей образования и развития Осетровского речного порта представляет большой интерес и является, на взгляд автора, актуальной темой, потому как предприятие, о котором идет речь  это важнейший транспортный узел всей Сибири.
Исходя из вышесказанного, основной целью дипломной работы является попытка изложения  истории  Осетровского речного порта с момента начала его строительства в 1950 году и до настоящего времени. 
Достижение поставленной цели связано с решением конкретных задач:
	проследить процесс  становления и этапы развития порта;
	выявить перспективы развития порта (формирование бригадного подряда, роль студенческих отрядов);
	рассмотреть место Осетровского речного порта в экономике города Усть -  Кута и Иркутской области, определить вклад порта в социальное развитие своего города;
	проследить, как отразились события, происходящие в государстве на деятельность предприятия (приватизация порта);
	показать реальное положение Осетровского речного порта на сегодняшний день.
Данное исследование привлекает к себе внимание со стороны целого ряда дисциплин: истории, социологии, экономики, регионоведения, экономической географии, статистики. 
Так, в основу данного исследования положены принципы исторической науки: целостность, объективность и историзм, которые позволяют рассматривать исторические процессы в развитии и взаимосвязи, проводить всесторонний анализ и оценку фактов. Научным инструментарием для комплексного подхода к изучению предмета исследования и последовательного освещения основных проблем стали специальные методы. 
Так, в работе был использован хронологический метод. Все описанные события были проанализированы в хронологическом порядке, начиная с рассмотрения причин и предпосылок становления и развития Осетровского речного порта.
Статистический метод, например, позволил выяснить количественные и качественные изменения  в переработке грузов, погрузо  разгрузочных работ в определенные периоды времени, а также состав коллектива порта. 
Применение сравнительно  исторического метода позволило проанализировать развитие предприятия на фоне общеисторических событий Российского государства.
Содержание
Введение....3
I.    История становления предприятия
1.1.  Пристань «Осетрово» - путь  на Север..........9
1.2.  Строительство и запуск Осетровского речного порта........15
II.  Развитие порта в  1958  1993гг
     2.1.   Расширение производства..........19
     2.2.   Становление и развитие бригадного подряда..........25  
     2.3.   Работа студенческих отрядов в Осетрове.........29
     2.4.   Роль порта в развитии социальной сферы города Усть  Кута..........33
     2.5.   Порт в годы перестройки.......35
III. Осетровский речной порт в  1996  2006 гг
     3.1.  Трудности нового времени.........42
Заключение....47
Источники и литература .....................50
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Архивные материалы
1.	Текущий архив Осетровского речного порта. Справка о развитии Осетровского речного порта Ленского объединенного речного пароходства МРФ РСФСР.  1965.  С. 5. - № 7. 
2.	Текущий архив Осетровского речного порта. Справка по Осетровскому речному порту.  1986.  С. 2. - № 9.
Научная и публицистическая литература
1.	100 лет судоходству на Лене/Под редакцией Л. Сергеевой  Якутск: Издательство «Ришко», 1994.  23с. 
2.	Быков А. Ф. Усть  Кут  город на Ленских просторах. Исторический очерк.  Иркутск: ООО Артиздат, 2004.  96с.
3.	Мостовой И. Ф. Ленское речное пароходство.  Якутск: Якутское книжное издательство, 1970.  308с.
4.	Носов В. Совершенствование перегрузочных работ в порту Осетрово.  Якутск; 1994.  368с.
5.	Осетрово  порт на реке. Фирма «Планета  Сервис».  Новосибирск; 1988.  36с.
6.	Осетрово  порт на Лене/Под редакцией Ю. С. Завадовского.  Усть  Кут; 1990.  17с.  
7.	Павлов А. С. Лена  от истока до устья: Путеводитель.  Якутск: Национальное книжное издательство «Бичик», 1994.  52с.
8.	 Прибытков А. Пристань. Ворота на Север. Корабелы.  Усть  Кут; 1999.  189с.
9.	 Усть  Кут: 1631  2001. Исторический очерк/Под редакцией М. Москвина.  Иркутск: ООО Артиздат, 2001.  14с.
10.	 Хорошилов Г. И. Порт сегодня. Усть  Кут; 1999.  13с.
 Периодические издания
1.	Акимов Е. Точки приложения сил//Ленский коммунист.  1986.  27 февраля.
2.	Акимов Е. Реконструкция//Ленский коммунист.  1988.  22 января.
3.	Браткова Т. Ленское речное пароходство//Речной транспорт.  1971. - № 4. 
4.	Вихристюк С. Ворота Севера//Политический вестник.  1985. - № 2.
5.	Выборов А. Ворота на Север//Советская молодежь.  1985.  5 января.
6.	Вышкина П. Новый порт на Лене. Осетровский порт//Речной транспорт.  1962. - № 1.
7.	Добробаба И. Порт на Лене//Советская Россия.  1973.  15 октября.
8.	Дубровский В. Осетровский порт  Ворота Якутии//Речной транспорт.  1966. - № 1.
9.	Еремин В. Усть  Кутские новостройки//Восточно  Сибирская правда.  1969.  26 марта.
10.	Жданова Н. В. Усть  Кут: год за годом//Ленские вести.  1994.  28 июня.