Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни,
переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с
напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.
Лети душа, лети, долой пределы Земного бытия, круг жизни разорви, Отбрось утехи
дальнего удела, Тяжелое ярмо земной любви.
Душе легко, открыты небеса, Там обручились вечность и краса.
фон Хоффмансвальдау. Мир
Эпоха барокко одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что объять необъятное. Поэтому отдельные грани (общестилистические черты, мироощущение эпохи, антиномии в искусстве) рассмотрены мной более подробно, другие менее. Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVIIв. Это время выдвинуло двух гениев (в области музыкального искусства): Баха и Генделя, раскрывших разные грани стиля.
1. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964.
2. История западноевропейского искусства III-XX вв. М., 1940.
3. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве.
Отв. ред. Виллер. М.: Наука, 1966.
4. Эскина Н. Барокко // Музыкальная жизнь, № 1,2,1991.