Введение Разрушение в конце минувшего столетия идеологических стереотипов и введение в научный оборот ранее недоступных для изучения обширных пластов отечественной литературы обусловливает необходимость корректировки взгляда на историю русской художе-ственной словесности в целом и мемуаров в частности. Русская художественная литература имеет своим истоком несколько традиционных функциональных потоков: фольклор (устное народное творчество, частью зафиксированное в печатных памятниках: легенды, былины, сказки, песни и проч.), учительная литература (передача знания, фиксация правил, наставлений), историческая (запечатление исторических событий, хроника), духовная (перепись и толкование священных текстов, патристика, агиография), торжественная (патетические, прославляющие произведения, «слова», «хвалы»), юридическая (официальные тексты указов, законов, договоров) и некоторые др. Довольно рано эти потоки начали объединяться в новые жанрово-стилистические образования (причем не только на собственно русской почве, но и при участии иноязычной, переводной литературы). Однако, несмотря на подобные совмещения и даже смешения, к XVIII веку в литературе сложилось нормативное направление – классицизм, – предполагающее четкую иерархию жанров: «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня и т. д.). В высокой сфере властвовала поэзия – куртуазная, т. е. (в прямом значении) придворная: воспевающая помазанника Божия, монарший род, восхваляющая военную и политическую мощь правителя – а значит, и всего народа, всего государства. Именно в русле такого актуального на настоящий момент подхода осуществляется данное исследование. Цель работы – выявление особенностей раскрытия мемуаров в рус-ской литературе XVIII века. В число поставленных для достижения указанной цели задач входит: - выявление общих особенностей эпохи XVIII века с учетом социаль-но – экономических условий её формирования; - анализ особенностей мемуаров XVIII века; - анализ примеров мемуаров XVIII века XVIII век - один из важнейших периодов развития русской литерату-ры. Именно в это время, для которого характерен поиск новых форм и способов выражения, литература переживает особенный подъем. Поэты и теоретики литературы, стремясь создать истинно русскую литературу, обращаются к фольклорной традиции, литературное творчество начинает занимать важнейшее место в культурной жизни России. Вместе с волной заимствованной литературы в Россию проникают новые романтические веяния. Эпоха классицизма сменяется новым направлением. Попытка найти переосмысление места человека в мире выражается в романтических тенденциях. Воспоминания — это не только бесстрастная фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недостатки мемуариста невольно переходят и на воспоминания. В противном случае мемуары безлики. Иногда в исторической литературе, в учебниках субъективность мемуаров если не оценивается открыто как недостаток, то, во всяком случае, подразумевается. Однако иными, повторяю, мемуары быть и не могут. Их субъективность есть объективно присущее им свойство. Степень изученности проблемы. Наличествующие в предшествую-щих работах проницательные суждения по интересующей нас проблеме, не позволяют, однако, составить целостного представления о раскрытия темы мемуаров рассматриваемого периода. Методологическую и теоретическую основу работы составили труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественной и зарубежной гуманитарной науки. Поставленные в работе задачи предопределили использование сравнительно-исторического метода исследования. Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке основного и специальных курсов по истории русской литературы XVIII века в вузовском преподавании и школьной практике. Структура работы. Настоящее исследование включает в себя введе-ние, две главы, заключение и список литературы.
Введение 3 Глава 1. Жанр мемуаров в контексте XVIII в. 6 1.1. Характеристика эпохи 6 1.2. Мемуары как литературный жанр 12 Глава 2. Анализ жанрово-стилистических особенностей мемуаров 30 2.1. Мемуары Анны Лабзиной 30 2.2. Мемуары Н.Б.Долгорукой 33 2.3. Мемуары смолянки Глафиры Ивановны Ржевской 35 Заключение 38 Список литературы 40
1. XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. Сборник научных работ. / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Экон-информ, 2004. – 464 с.
2. Амелина А.Н. Становление и развитие российской мемуаристи-ки. – М.: Литера, 2008
3. Дмитриев К.А. Мемуаристика как литературный жанр//Литератор, 2008, № 11
4. Зорин А. Григорий Александрович Гуковский и его книга \\\\ Гу-ковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1999
5. Кожинов В. В. Поэзия военных лет \\\\ Кожинов В. В. Россия. Век ХХ. М., 1999
6. Кузнецов О.А. признаки мемуарной литературы//Словарь фило-лога. – М.: ПРИОР, 2009
7. Лисунов А. П. Пушкин - историк Петра. - М., 1997
8. Лосев А. Ф. Гомеровский эпос \\\\ Античная литература, под ред. А. А. Тахо-Годи, М., 1986,
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской литературе. Быт и традиции рус-ского дворянства (XVIII- начала XIX века). – СПб., 1994
10. Никитина А.Н. Особенности современной мемуаристики. – М.: Манускрипт, 2008
11. Пушкин, А. С.Полн. собр. соч. в десяти томах, т. 7. -М. — Л., 1949
12. Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгоруковой // Шереметевы в судьбе России / Сост. А.И.Алексеева, М.Д.Ковалева. – М., 2001
13. Семенов А.С. Мемуарная литература. – М.: Олма-пресс, 2007 –
14. Смирнова А.Н. История русской литературы от зарождения до наших дней. – М.: Олма-пресс, 2008
15. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт источ-никоведческого изучения. М., 1980
16. Яковлев П.А. Жанровое разнообразие современной литерату-ры//Экспертиза, 2007, № 11