Введение
Актуальность исследования определяется следующими положениями.
В нашей стране Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу парламенту, в составе которого заседют избранные народом представители депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти.
Историография темы. Организация, создание и деятельность законодательных органов государственной власти является предметом изучения конституционного права, и парламентского права как неотъемлемой части конституционного права. Вместе с тем в процессе исследования темы мы обращались и к иным разделам юриспруденции: теории государства и права, истории государства и права, конституционному праву зарубежных стран, административному праву, муниципальному праву. Основой для построения теоретической базы работы явились труды не только в области права, но и философии, истории, социологии, политологии.
Становлению и развитию понятия системы органов государственной власти способствовали исследования русских учёных-юристов прошлого, в частности В.М.Гессена , Н.М.Коркунова , С.А.Котляревского , Б.Н.Чичерина , А.С.Ященко , а также зарубежных мыслителей: Т.Гоббса , Г.Еллинека , И.Канта , Ш.Монтескье и др.
На современном этапе вопросы государственно-территориального устройства, принципов разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, правового статуса субъектов федерации, в том числе Российской Федерации, активно исследуются Р. Г. Абдулатиповым , С. А. Авакьяном , К. В. Арановским , М. В. Баглаем , Л. Ф. Болтенковой , Н. А. Варламовой В. А. Кряжковым , Б. А. Страшуном и др.
Цель курсовой работы рассмотреть горизонталь и вертикаль государственной власт в РФ.
Задачи работы: дать характеристику механизма осуществления политической власти и принципа разделения властей; рассмотреть особенности вертикального и горизонтального разделения властей в РФ.
Объект исследования- государственная власть в РФ.
Предмет исследования горизонтальное и вертикальное разделение властей в РФ.
Содержание
Введение 3
1. Сущность и содержание принципа разделения властей 5
1.1 Исторические и современные подходы к разделению властей 5
1.2 Особенности реализации принципа разделения властей в РФ 11
2. Вертикальное и горизонтальное разделение властей в РФ 19
2.1 Вертикальное разделение властей в РФ 19
2.2. Горизонтальное разделение властей в РФ 25
Заключение 29
Список литературы 31
Список литературы
1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в редакции от 05.04.2005г.) // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2007г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
3. Конституция РФ // Российская газета. - № 237. - 25.12.1993.
4. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог. 2000
5. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.. 1 994.
6. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 томах. М., 2000.
7. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. - М.: Форум - Инфра-М, 1998. - 488 с.
8. Арутюнян Г.Г. Актуальные проблемы разрешения споров о компетенции // Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии «Конституционное правосудие». 1999. Выпуск 3 (5). С. 7.
9. Барнашов А.М. Судебная власть и конституционное правосудие в системе единства, разделения и взаимо¬действия ветвей государственной власти // Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного право¬судия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск, 1999. С. 18.
10. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 167.
11. Варламова Н. Игры с парламентаризмом // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. №3(28). С. 169.
12. Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности // Государство и право. 2003. № 3. С. 90.
13. Гессен В.М. Основы конституционного права. - Петроград, 1917
14. Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965
15. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С
16. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современом мире. Основные тенденции. М., 2007. С. 239.
17. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. Конституционно-правовые аспекты. Автореф. дисс . докт. юрид. наук. М., 2004. С. 6.
18. Кант И. Трактаты. Санкт-Петербург: Наука, 1996
19. Коврякова Е.Н. Парламентский контроль в зарубежных странах. Автореф. дисс . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 22.
20. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. М., 2003.
21. Коркунов Н.М. Указ и закон СПб., 1894. С. 193
22. Котляревский С.А. Конституционное право. Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 2004;
23. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов и политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы). // Государство и право. 2000. № 1.
24. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 501.
25. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 501.
26. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004. С. 44.
27. Мамут Л.С. Публичная власть, государство и разделение властей // Конституционный Суд как гарант раз¬деления властей. Сборник докладов. М., 2004. С. 262.
28. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы, 2000. С. 400-401.
29. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
30. Нудненко Л.А. Теория демократии. М., 2001. С. 66.
31. Страшун Б.А. Правовое государство в России? Да! //Кентавр. 1992. №1-2.
32. Философия власти. М., 1993. С. 177.
33. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
34. Ященко А.С. Новая теория государственного права. СПб., 1911
35. López Guerra Luis. The Report «The Judiciary and the Separation of Powers» // Conference for Constitutional and Supreme Court Judges from the Southern African Region (Siavonga, Zambia, 12-13 February 2000). Strasbourg, 22 March 2000. CDL-JU (2000) 21.
36. Magnet Joseph E. Separation of Powers in Canada // http://www.uottawa.ca/constitutional-law/Division%20of% 20Powers%20Topics%20-%20Separation%20of%20Powers.htm
37. Notes for an address by Anthony Bradley // Conference "Separation of powers in constitutional democracy" (Malawi, Blantyre, 28-31 January 2003). P. 4.