ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Вопросы, связанные с ролью транспорта в экономике стран сегодня даже более чем актуальны. Транспорт (от лат. тransporto - перемещаю), - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т.д.) а также транспорт личного пользования. По характеру перевозок транспорт делится на пассажирский и грузовой. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта . Основные виды современного транспорта — железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира. Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте). Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота. Цель данной работы состоит в исследовании транспортных систем России. Так как автора данной работы в первую очередь интересуют проблемы транспортного обслуживания туристов, то этому и будет уделено в работе наибольшее внимание. Рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. Поэтому вопрос развития транспортной системы в России для всех тех, кто занимается вопросами туризма, является более чем актуальным. Это насущный вопрос, вопрос жизни внутреннего туризма в России. Транспортное обслуживание туристов — наиболее сложный в технологическом отношении блок тура, к тому же любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Туристские перевозки являются важнейшим составным элементом туристской индустрии и неотъемлемой частью туристского продукта. Основой формирования, продвижения и реализации туристского продукта являются технология перевозок туристов различными видами транспорта, а также специфика договорных отношений в сфере туристских путешествий. Цель данной работы конкретизируется в следующих задачах: • показать роль транспорта в экономике в России в целом и в таком ее секторе, как туризм; • попытаться связать развитие определенных транспортных средств с развитием различных видов туризма; • дать характеристику отдельных видов транспорта в России, учитывая при этом требования туристской отрасли в экономике России. Кроме того, в работе изложена технология обслуживания туристов различными видами транспорта (авиационным, железнодорожным, морским, речным, автомобильным и др.). Дан краткий обзор состоянию транспортной системы России сегодня. Рассмотрены проблемы железнодорожного транспорта, интенсивность перевозок в России, проекты строительства. Уделено внимание авиаперевозкам, автомобильному транспорту и водным перевозкам. Раскрыто значение и необходимость реформирования всей транспортной системы. Показаны как положительные, так и отрицательные стороны влияния состояния транспортной системы на развитие туризма, как одну из сфер экономики. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной для написания работы литературы. Всего использовано литературных и электронных источников.
Введение………………………………………………………………..3 Глава 1. Роль транспорта в экономике России……………..…….….6 Глава 2. Характеристика отдельных видов транспорта……..….…14 2.1. Воздушный транспорт……………………………….…….……14 2.2. Железнодорожный транспорт………………………….……….23 2.3. Водный транспорт……………………………………….………31 2.4. Автомобильный транспорт…………………………….………..34 Заключение……………………………………………………………40 Список использованной литературы…………………………..……44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. "blotter.ru" 2. http://www.megatis.ru/news/55/2003/08/22/3_20914.html 3. http://www.msts.ru/news/item/728/catid/22 4. http://www.uralairlines.ru 5. www.echo.msk.ru 6. www.rzd.ru 7. Ахиезер А.С., Гольц Г.А. Неэффективность решений как фактор дезорганизации общества (на примере транспортной системы России) // Общественные науки и современность. 2003, №6, С.41 – 50. 8. Бескин И.А. Автомобиль и человечество // Культура в эпоху цивилизованного слома. М., 2001. 9. Гольц Г.А. Коммуникационная сеть России: традиции и перспективы // Россия: путь в третье тысячелетие. М., 2000. 10. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 512 с.. 11. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 448 с.