(Нет отзывов)
20 страниц
2019-06-11

Региональное управление

В наличии
1640 ₽

Введение
Целью курсового проекта является изучение вопроса регионального управления.
В процессе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1) сущность и задачи регионального управления; 2) проблема двойного управления регионом; 3) преобразование методов регионального развития.
Представители школ институционализма считают, что необходимость государственного управления региональным социально-экономическим развитием во многом обусловлена несовершенствовом рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития как на общегосударственном уровне, так и на региональном уровне . Одной из главных проблем управления на всех уровня в условиях рыночной экономики является создание системы общественного контроля - на внутрифирменном, муниципальном, региональном и общегосударственном.
Идеальная институциональная среда (система) регионального управления социально-экономическим развитием должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть достаточно простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать прогрессивное развитие.
Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления регионом в условиях его экономической самостоятельности, состоит в том, что все составляющие элементы механизма в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг.
Становление институтов механизма регионального управления, обеспечивающих становление рыночной системы, происходит в условиях, активно противодействующих этому процессу.
Во-первых, рыночная система Росси характеризуется несформировавшимися рынками труда, капитала, земли, что ведет к целому ряду последствий:
- невозможно заимствование механизмов управления, используемые в странах с равновесными рынками, где соотношение между спросом и предложением устанавливаются преимущественно с помощью механизма саморегулирования, элементы которого нося экономический характер;
- нестабильность рынка неизбежно вызывает инфляционные процессы и их поступательное развитие, что в свою очередь, ведет к бегству капитала из инвестиционной сферы.
Во-вторых, при разработке институтов механизма регионального управления развития рыночных отношений необходимо учитывать высокую адаптированность экономики большинства регионов России к административно-распределительным отношениям в силу ряда объективных причин, вызванной самой производственной структурой, транспортной недоступностью не только северных районнов России, но и многох населенных пунктов на ее южных территориях. Для обслуживания этих районнов десятилетиями создавалась государственная транспортно-торгово-снабженческая система, обеспечивающая развитие экономики и проживания людей.

1. Сущность и задачи регионального управления
Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, ме¬тодов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятель¬ность региона.
С точки зрения современной российской практики региональ¬ный менеджмент это управление социально-экономическими про¬цессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рынчным отношениям.
Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в та¬ких изменениях, как:
ориентация развития региона на решение социальных про¬блем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высо¬кое качество и высокий уровень жизнедеятельности челове¬ка как наивысшей ценности общества;
формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной само¬стоятельности;
ориентация инвестиционной и структурной политики ре¬гиона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на меж¬региональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
переход от региональной статистики к региональному мо¬ниторингу с использованием современной информацион¬ной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологиче¬ской ситуации в регионе;
оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структу¬ра доходов и расходов семей, экология, демографическая си¬туация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами ре¬гиона в условиях рыночной экономики. Научные основы регио¬нального менеджмента это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального ме¬неджмента; методы и модели регионального менеджмента; меха¬низмы регионального менеджмента; система регионального ме¬неджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромным пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в стра¬нах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использова¬ния некоторых его элементов в формирующейся системе регио¬нального менеджмента в России.
Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его ме¬ханизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.
Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достиже¬ние целей и задач регионального развития.
Задачи и объект регионального управления. Задачи региональ¬ного менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.
В процессе перехода от планово-централизованной к рыноч¬ной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вер¬тикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонталь¬ные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функцио¬нальная структура механизма регионального управления, что ве¬дет к деформации и сокращению его организационной и иерар¬хической структур. Резко возрастает роль опосредованных мето¬дов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регио¬нального и муниципального управления, усложняются их хозяй¬ственные связи, отношения по поводу использования собствен¬ности и т.д. Все это служит объективной основой для становле¬ния и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территори¬ального управления.
В число основных задач регионального менеджмента входят:
обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и ка¬чества жизни;
экономическая и социальная трансформация хозяйства ре¬гиона, анализ, прогнозирование и программирование ре¬гионального развития;
оптимизация финансовых потоко, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
обеспечение экологической безопасности в регионе, защи¬та окружающей среды;
формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Содержание:
Введение3
1. Сущность и задачи регионального управления.5
2. Проблема двойного управления регионом.9
3. Преобразование методов регионального развития..14
Заключение...18
Список используемой литературы.....20

Список используемой литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
3. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.
4. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
6. Новоселов А.С. Региональные рынки. М.: ИНФРА-М, 1999.

Список курсовых работ по предмету управление персоналом (менеджмент)