Введение Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традиционно относится к категории так называемых «прочих» отраслей. Являясь социально значимой отраслью, полиграфия напрямую зависит от социально-экономической обеспеченности общества и крайне уязвима в периоды экономической нестабильности. Полиграфическая деятельность имеет устойчивую привлекательность с точки зрения бизнеса, что подтверждается объемом привлекаемых инвестиций и организацией многочисленных частных предприятий. Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, типографии, специализированные торговые предприятия, что определяет наличие особых внутриотраслевых отношений. Кроме того, на полиграфпредприятия оказывают влияние общефедеральные проблемы, региональные аспекты, связанные с развитием территории, на которой они расположены, а также внутренние возможности, характеризующие силу и слабость самих предприятий. По моему мнению, проблемы полиграфического комплекса страны, связаны с общекризисным состоянием отраслей народного хозяйства, в первую очередь социальной сферы, являющейся основным потребителем специализированных печатных услуг. Начиная с 1990 и по 2000 год в отрасли был обнаружен ряд проблем, к которым следует отнести: уменьшение объема издательских заказов в связи со снижением покупательской способности населения; отсутствием информации о реальной потребности в печатной продукции; распад системы распространения печати; кардинальное изменение структуры издательского заказа по количеству названий и тиражей печатной продукции; отток издательских заказов на зарубежную полиграфическую базу, вызванный объективными и субъективными причинами; практически полная стагнация в сфере производства отечественного полиграфического оборудования; сокращение объемов производства отечественных полиграфических материалов, их конкурентность в сравнении с импортными аналогами; несоответствие сложившейся материально-технической базы сегодняшним требованиям издающих организаций по номенклатуре, тиражности, срокам изготовления и качеству продукции; постоянное увеличение затрат на производство печатной продукции, снижение рентабельности и, в результате, убыточность предприятия в целом или отдельных видов производств; моральный и физический износ основных фондов подавляющего большинства полиграфических предприятий в стране; крайняя территориальная концентрация. Издательско-полиграфический комплекс включает в себя три взаимосвязанных подотрасли: издательское дело, полиграфическое производство и книжную торговлю. Внедрение новой технологии изготовления печатных форм с использованием компьютерной техники позволило исключить из производства серебросодержащие светотехнические пленки, что привело к снижению стоимости полиграфических услуг на 20–25 процентов. Внедрение современных технологий позволило полиграфическим услугам выходить на новые ранее не используемые направления: - изготовление сувенирной продукции; - перевод печатного текста в электронный; - ламинирование ,брошюрование; - печать фотографий и т.д. В течение десяти последних лет на рынке полиграфических услуг появилось порядка девяти технологий, позволивших значительно улучшить качество печати. Это изготовление слайдов на компьютерах, отделка печатной продукции лакированием, лазерным фольгированием. Освоен следующие технологии — многоцветная печать на картоне, этикетки на бумагах для пищевой продукции, печать на металлизированных бумагах, термографическая печать, блинтовое тиснение для оформления подарочных изделий, высечка коробок и этикеток. Полиграфических бизнес стал более доступным, расширился и ушел из государственного сектора в частный, что позволило и приблизить его к рядовому покупателю и дало толчок для его стремительного роста. Перспективы развития отрасли Полиграфия больше многих других отраслей зависит от состояния экономики страны и от выпуска основных товаров потребления, поскольку в них заложены деньги на рекламу этих товаров. Прогнозирую рост спроса на рулонные машины как газетные, так и книжно-журнальные. Спрос на листовые офсетные машины останется на прежнем высоком уровне. Перспективным является продвижение машин для специальных видов печати, особенно трафаретной. Полиграфия достаточно привлекательный и интересный бизнес с небольшим сроком окупаемости оборудования. Можно с уверенностью сказать, что полиграфическая промышленность является самой динамичной, бурно развивающейся отраслью в мире. При этом ее развитие происходит быстро, несмотря на колоссальные успехи еще более быстро развивающейся информационной отрасли и даже, возможно, вопреки ее развитию. Впрочем, полиграфия уже интегрировалась в нее, являясь важной частью информационной и коммуникационной отрасли. Она быстро, если не молниеносно, впитывает все новое, что создается человечеством, реализуя эти достижения в издательские и полиграфические технологии. Поэтому мы периодически узнаем о новом оборудовании, новых технологиях, новых программных решениях в области полиграфии и уже через короткое время видим их на полиграфических и издательских предприятиях в действии. Еще два десятилетия назад полиграфисты не могли представить, какой в будущем станет их отрасль. С позиций 80-х годов скорость развития полиграфии в последнее время кажется поистине космической. На наших глазах изменяются все сектора отрасли: то, что вчера было новинкой, сегодня уже устаревает и заменяется чем-то еще более новым и привлекательным. Поэтому говорить и писать о современных технологиях полиграфии, с одной стороны, просто, зная нынешнее состояние техники, а с другой стороны, сложно, потому что представляешь, что скоро сегодняшние новинки будут заменены или уже заменяются чем-то более новым. Развитие науки и техники позволяет постоянно совершенствовать полиграфические технологии в соответствии с потребностями рынка, создающими благоприятные условия для глобализации и интернационализации полиграфии. Совершенствование методов полиграфии зависит от таких отраслей, как информатика, вычислительная компьютерная техника, кибернетика, автоматика, а также физика, химия, машиностроение и др. В полиграфическом процессе выделяют три этапа: допечатная подготовка, печатный процесс и послепечатная обработка. Это знает каждый. Но такого деления сейчас уже недостаточно. Использование компьютерной техники в полиграфии уже стало привычным. Постоянно появляются какие-нибудь новые компьютерные решения для полиграфии. Развитие современных полиграфических технологий свидетельствует отнюдь не о том, что полиграфия хиреет, слабеет и вообще «загибается». Скорее, наоборот. Но тем не менее следить за тенденциями развития рынка необходимо. Сегодня уже понятно, что развитие нашего информационного общества с учетом этой направленности в условиях глобализации и интернационализации рынков требует повышения качества изданий (это обеспечивается развитием техники), увеличения их красочности (черно-белые издания становятся никому не нужными), сокращения тиражей (целевые группы потребителей не безграничны) и сокращения сроков издания (пунктуальность и соблюдение оговоренных коротких сроков выполнения работ ценились всегда, а теперь в особенности). Отражением тех достижений полиграфии, свидетелями которых мы являемся, служат постоянно проходящие многочисленные международные ярмарки, конгрессы, конференции, симпозиумы, круглые столы и многие другие мероприятия за рубежом и в нашей стране. По результатам их работы мы можем достаточно четко увидеть, на какой ступени развития находится сегодня полиграфическая отрасль. Место отрасли в экономике страны Отправная точка в подъеме полиграфической отрасли можно обозначить – 1999 год. Наибольший пик подъема полиграфии пришелся на 2001 год, когда полиграфия по общему показателю роста - 25% - вышла на второе место среди всех видом промышленности, пропустив вперед только малоизвестную микробиологию. Этот период можно назвать поистине "золотым" для данной отрасли: появилось множество новых предприятий, существующие прежде в разы увеличили свои активы. В страну ввозилось огромное количество нового оборудования, заработали прогрессивные финансовые схемы, кредитование, лизинг и т.п. практически все сферы полиграфического производства (газеты, журналы и каталоги, книги в мягком и твердом переплете, этикетка, картонная упаковка, гибкая полимерная упаковка, простая акцидентная, рекламная и представительская продукция и т.п.) демонстрировали уверенный рост. К сожалению, как и все хорошее, это не продолжалось долго, уже в 2002 году ситуация в стране немного изменилась. По статистическим данным, полученным по результатам первого полугодия текущего года, полиграфическая отрасль хотя и не далеко отошла от пьедестала (4 место среди всех видом промышленности), но цифры роста уменьшились значительно. Так в 2002 году наша отрасль показала общий рост порядка 5.6%, что почти в пять раз ниже темпа 2001 года. Затем опять начался уверенный рост отрасли, но так или иначе существовал целый ряд проблем, который в той или иной мере тормозил развитие. Перечислим их ниже: - ужесточение требований к качеству продукции; - несовершенное налоговое и таможенное законодательство, связанное с полиграфическим производством; - отмена льгот в начале года на производство книжной продукции; - большинство расходных материалов и почти вся мелованная бумага импортируется из заграницы. Так вот, чтобы ввести это сырье российским полиграфистам приходится платить 15% в виде таможенных пошлин. Кроме этого, дополнительные 25%, в виде таможенных сборов и налогов, они платят при покупке современного оборудования. В условиях жесткой конкуренции, при падении отпускных цен на продукцию, лучшую живучесть продемонстрируют развитые крупные производства, оснащенные высокопроизводительным, автоматизированным оборудованием. Например, при печати этикеток средними тиражами никакая однокрасочная машина не сможет на равных конкурировать с четырехкрасочной. Цифровые машины начнут проигрывать традиционному офсету даже при печати оперативной продукции, не говоря уже о других работах (заказчики могут жертвовать временем в пользу цене). Точно так же машина с традиционным чехловым увлажнением или примитивным автоматом равнения будет бессильна "в борьбе" с современным оборудованием. Соответственно, надо выстраивать парк оборудования, ориентируясь не только на его производительность или формат, но и в первую очередь на эффективность работы по выпуску основных видов продукции. В понятие эффективности мы вкладываем оперативность и качество печати (за срочность и качество можно надбавить цену), удобство обслуживания (можно сократить количество и требования к обслуживающему персоналу), стоимость машины (понятно, чем меньше стоимость, тем раньше окупиться машина и меньше процентов надо будет платить банку или лизинговой компании) и еще много других факторов. 1. Технологическая подготовка изданий к производству Проектирование комплексного технологического процесса изготовления издания начинается с выбора способа печати и печатного оборудования. Таблица 1.1 Характеристика продукции № п/п Характеристика издания Значения 1 Вид издания Журнал 2 Периодичность выпуска 1 раз в два месяца 3 Формат издания 60х90/16 4 Объем (физ. п.л.) 10 5 Тираж (тыс. экз.) 1 3 5 10 20 6 Красочность 4+4 7 Группа технологической сложности работ по печати 2 На сегодняшний день наряду с традиционными видами высокой и глубокой печати доминирующее положение сейчас занимает способ офсетной печати. Офсетная печать – это ведущий способ изготовления печатной продукции. С помощью офсета можно напечатать практически все. Офсетная печать способствует созданию высококачественной печатной продукции, этот способ печати отличает хорошая прорисовка деталей и полутонов. Офсетный способ печати применим для изготовления как недорогой печатной продукции, так и солидных печатных изданий. Осуществляя печать офсетным методом, можно использовать металлизированные краски, например под золото, или серебро, это поможет придать печатной продукции более богатый, изящный и солидный вид. Офсетная печать может производиться на различной бумаге, от обычной офсетной до
Содержание
Задание 3
Реферат 5
Введение 6
Перспективы развития отрасли 8
Место отрасли в экономике страны 10
1. Технологическая подготовка изданий к производству 13
2 Организационно-плановая подготовка изданий к производству в 16
печатном цехе полиграфического предприятия 16
2.1 Расчет годовой производительности печатного оборудования 16
при среднегодовых тиражах изданий, равных 1, 3, 5, 10, 20 тыс. экз. 16
2.2 Расчет себестоимости печати учетной единицы продукции, 21
себестоимости машино-часа работы оборудования и коэффициента 21
косвенных расходов 21
2.3 Расчет плановой калькуляции на заказ 32
2.4 Расчеты на этапе подготовки изданий к производству 35
3. Сменное планирование в печатном цехе полиграфического 39
Список использованных источников 44
Список использованных источников
1. Единые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства. Для важнейших предприятий. М.: Книжная палата, 1988
2. Каталог полиграфического оборудования М: НИССА Центрум», 2006
3. Миронова Г.В., Ершов А.К., Осипова Г.И., Сперанская Н.М., Кондрусь Е.А. Организация полиграфического производства: Уч. пособие. - М.: МГУП, 2002.
4. Миронова Г.В., Осипова Г.И. Организация полиграфического производства. Методические указания по выполнению курсового проекта. М.: МГУП, 2003.