Введение
Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название "от Семика." Эта неделя в ^старину известна была под именем Русальной.
Малоруссы называют ее зеленою, клечольною, а последние три дня зелеными святками. Около Стародуба ее величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухоми.
Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами:
вторник задушнъши поминками,
четверг семиком,
субботу клечальным днем,
семицкие ночи называются воробьиными.
Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки Русальною, карпато-руссы Русалъе.
На Семицкой неделе отправляются разные обряды: Задушные поминки, Семик, Кукушки, Морзостье, завивание венков, поются особенные семицкие и троицкие песни.
Я думаю, что данная тема очень актуально, так как несмотря на то, что сегодня люди не так соблюдают все традиции и обычаи, но, тем не менее отказываться от веселого праздника не будет никто. И современная молодежь с удовольствием веселится на троицко-семицкие праздники.
1 Задушные поминки
В народе существует странное понятие о покойниках: будто они вспоминают о старой своей жизни, бродят в Семицкую неделю по кладбищам без пристанища. Добродушные старушки, из жалости, приходят беседовать во вторник на их могилы и справляют по них задушные поминки. По их предположениям, покойники, довольные таким угощением, уже не выходят из могил.
Забытые покойники часто вступают в ссоры и драки с русалками, а русалки за все обиды мстят уже живым.
Подобное же понятие существует об удавленниках и утоплен¬ных.
Поселянки Тульской губении выходят и на их могилы для поминок. Здесь для них оставляют яйца и блины, с полной уверенностью, что все их приношения будут съедены покой¬никами.
2 Семик
Семик отправляется народом в четверг а рощах, лесах, наберегах рек и прудов.
К этому дню рубят березки, красят яйца в желтую краску, готовят караваи, сдобники, драчены и яичницы.
С рассветом дня молодежь расставляет березки по домам, улицам и дворам.
В Тульской губернии семицкая береза называется кумюю. Напротив того, в замосковньх селениях мужчину с березкою в руках называют кумом, а девицу в венке кумою.
В старину наши старики хаживали встречать семик на могилах родителей, где, после поминовения, они со своими семействами разъедали яичницы и драчены. Отсюда молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез. Здесь пели, плясали, играли в хороводы до глубокой ночи. После игр «всею гурьбою» заламывали березку, обвешивали ее лентами и лоскут¬ками, и с песнями возвращались домой.
Московский Семик справляется ныне а Марьиной роще, в виде одного гулянья; а прежде каждое семейство выходило веселиться на свое родовое кладбище. В Сибири Семик называют тюльпою. В городе Туле не справляют Семика, а он известен только в некоторых уездах сей губернии.
В старину на Семик отправлялся древний обычай поминове¬ние убогих на убогих домах, или божедомках, или скудельницах. Убогие домы в Тверской и Псковской губерниях назывались буйвищами, а в Новгородской жалями и жальниками. Охранители убогих домов назывались божедомами, а в Новгородской и Псковской губерниях - богорадными и божатымми.
В народе об них сохранились доселе поговорки: Живет один как божедом; божатому и хлеб и изба готова.
Сюда свозились покойники: люди или несчастно умершие, или удавленники, или утопленники, или найденные в окрест¬ностях.
Из ближайшей церкви бывал крестный ход на убогий дом. Наши добродушные отцы приходили с рубашками, саванами и гробами для покойников; сами рыли могилы, сами опрятывали покойников в саваны и рубашки. В успокоение их душ возносили к богу бескорыстные молитвы. В убогий дом был отвезен и Лжедимитрий.
Местные обряды, отправляемые народом в Семик, заслужи¬вают особенного внимания.
В Покрове, уездном городе Владимирской губернии, девушки ходят с пирогом сбирать деньги. Вероятно, что это старый божедомский остаток, когда собирались деньги для похорон в убогом доме.
В степных селениях девушки сносят ссыпчину муку, крупу, хлеб и блины. Ссыпчину раздают нищей братии.
В селениях Нерехотского уезда девушки изготовляют козу¬ли круглые лепешки с яйцами в виде венка.
С этими козулями они ходят в лес завивать венки. Обвивая плакучие березы лентами, нитками, привязывают венки к ветвям, а из ветвей делают один венок. Подходя к венку, целуются и приговаривают: «Здравствуй, кум и кума, березку завивши»
Или поют песенку:
Березки, радуйтесь!
Зеленые, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Молодешеньки идут,
Завивать венки идут
После этого обвивают березу поясом и лентами и поют песни. По окончании всех игр садятся под березки, съедают козули и яичницы. В Нерехте Семик справляется на Пахомиевской поляне. Воло¬годский Семик справляется на поляне, где погребены белоризцы, сражавшиеся с Литвою. В Цивильске девицы и женщины ходят завивать березку с пивом. В Галиче, при завивании венков, девицы меняются кольцами и серьгами. В Саратовской губернии, в селениях по Волге, выходят в лес срезывать березки; с этими березками и венками, украшенными лентами, приходят в село. Березку врывают в землю и поют семицкие песни. После песен становятся две девушки с поднятыми руками вверх, а другие ходят кругом их и поют песни.
Семицкие венки в одних местах сохраняются в избах до Троицына дня, а в других бросают их в воду с гаданием: потонет ли венок или нет? На одном ли месте он остановится или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается назади? Подруги бросают свои венки вместе, а иногда и брат с сестрой. Нередко случается, что влюбленные, как будто нечаян¬но, бросают свои венки вместе. Догадливые люди по сближению таких венков на воде нередко угадывают о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, которых семицкие венки потопли в воде в виду всех. По замечаниям старушек, такие суженые или скоро умира¬ют, или спиваются с круга. Ленты, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они в этот год выходили замуж, ими связывали венчальные свечи.
Введение 2
1 Задушные поминки 3
2 Семик 4
3 Троицын День 7
Заключение 13
Список литературы 14
Список литературы
1. Андреева А.П., Виноградов Г.С Русские плачи. Л., 1997
2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987
3. Беньковский И. Поверья и обрядности родин и крестин. Киев, 1994
4. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин, М., 1990
5. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991
6. Игнатов В.И. Русские исторические песни. М., 1970
7. Коринфский А.А. Народная Русь. М 2001
8. http://www.rb4.ru/news/society/12/2/2007/11421/