Введение
Развитие науки и технологий в XX веке, усложняющиеся процессы сбора и обработки информации, усиливающаяся конкурентная среда и общие тенденции глобализации экономики привели к необходимости пересмотра подходов к управлению предприятиями и необходимости передачи части функций специализированным сторонним организациям. Возможность комплексного решения вопросов развития деятельности при помощи методов аутсорсинга открывает широкий простор выбора и эффективного развития таких востребованных в России услуг, как банковский бизнес.
В аутсорсинговой модели хозяйствования некоторые функции, которые ранее были прерогативой внутренних подразделений компании (бухгалтерский учет, юридические услуги, маркетинговые исследования, обслуживание внутренней информационной сети, обработка входящей информации, паблик рилейшнз и многие другие) передаются иным — узкоспециализированным — обслуживающим организациям.
Аутсорсинг начал распространяться в 80-е гг. ушедшего столетия - как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. В 90-х гг. пришло осознание того, что аутсорсинг- это не просто один из способов повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая оптимизации их организационной структуры и повышению эффективности всей деятельности, - за счет сосредоточения на основном предмете и передачи побочных, служебных функций внешним специалистам. С переходом к информационной экономике процесс распространения аутсорсинга принял взрывной характер, охватив область внедрения систем обработки информации и управления предприятиями.
Объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-е годы. Именно с этого момента стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения различных моделей пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные отдельным аспектам использования аутсорсинга на практике.
Вопросы развития аутсорсинга отразили в своих работах целый ряд российских ученых: Т. Алимова, В. Боков, А. Бордо, В. Вайнштейн, А. Добронравов, С. Календжян, А.Н. Киселев, Д. Комиссаров, С. Лосев, О. Мельник, И. Шеян.
Данной проблематике также посвящены исследования зарубежных исследователей, таких, как: С. Баден-Фуллер, Д. Дж. Брюс, Л.П. Вилькокс, Дж. Волстром, К. Кетлер, Ф. Кимура, Дж. Кросс, М.С. Лэдти, Д. Таргет, Д. Фиини, Г. Фитцджеральд, В. Хант, Дж. Б. Хейвуд, Дж. Хендри, П.Г. Хил-мер и другие.
Однако большинство из этих работ носит не теоретический, а информационный и прикладной характер. В них накоплен большой материал, требующий теоретического обобщения и систематизации. Современные реалии требуют новых научных подходов к исследованию влияния аутсорсинга на рыночный механизм и структуру экономики. До сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Недостаточно раскрыты особенности аутсорсинга в коммерческих банках, последствия его применения для банковских структур, как за рубежом, так и в России. Таким образом, недостаточная степень научной разработанности проблемы, несомненная практическая значимость для российской экономики обусловили выбор темы исследования и определили его цель.
Целью настоящего исследования является исследование аутсорсинга как организационной формы управления финансами предприятия.
Основными задачами, решаемыми настоящей работой являются:
- рассмотреть понятие, цели, формы и виды аутсорсинга;
- описать особенности аутсорсинга финансовых функций;
- проанализировать преимущества и риски при использовании аутсорсинга;
- дать организационно - экономическая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
- провести социально – экономическое обоснование внедрения аутсорсинга бухгалтерской службы в банке.
Объектом исследования является ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Предмет исследовании – возможность использования аутсорсинга бухгалтерской службы в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики использования аутсорсинга, финансового и факторного анализа, банковского менеджмента, материалы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Исследование осуществлялось на основе системного подхода к проблеме управления персоналом. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификации, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение 3
1. Теоретические аспекты аутсорсинга как организационной формы управления финансами предприятий 6
1.1. Понятие аутсорсинга: цели, формы и виды 6
1.2. Особенности.аутсорсинга финансовых функций 13
1.3. Преимущества и риски при использовании аутсорсинга 17
2. Реализация аутсорсинга как организационной формы управления финансами в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 23
2.1. Организационно - экономическая характеристика банка 23
2.2. Социально – экономическое обоснование внедрения аутсорсинга бухгалтерской службы в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 34
3. Направления совершенствования использования аутсорсинга 39
3.1. Аутсорсинг информационных технологий 39
3.2. Организация аналитических исследований, юридического обеспечения и работы архива 40
3.3.Использование аутсорсинга в региональных отделениях 41
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 47
1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 25.11.2009).
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 22.09.2009).
3. Аалдерс, Р. ИТ аутсорсинг : практическое руководство / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 300с.
4. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 288с.
5. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 187 с.
6. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / Под общ. ред. В.В. Голда; пер. с англ. Н.И. Кобзаревой. – М.: Вершина, 2006. – 416 с.
7. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Жарковской Е. П. – М.:Омега-Л; Высш. Шк., 2008. – 464с.
8. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 640 с.
9. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2008. – 306с.
10. Бравар Ж-Л, Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 270с.
11. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 463с.
12. Горбунов А. Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование. – М.: Издательский центр «Анкил», 2007. – 180с.
13. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2007. – 462 с.
14. Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции: Учебник. — М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 2006. – 385с.
15. Ильин В.В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 310c.
16. Йордон Э. Аутсорсинг. Конкуренция в глобальной гонке за производительностью / Пер. с англ. О. Труфанов. – М.: Издательство «ЛОРИ», 2006. – 384 с.
17. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. – М.: Дело, 2008. – 270 с.
18. Карякрин Р. А. Управление аутсорсинговыми процессами// Стандарты и качество. - 2004. - №12. – С.18-21.
19. Качалов В. А. Что же такое «аутсорсинг»// Методы менеджмента качества – 2008. - №4. – С.11-12.
20. Колесников, А.И. Банковское дело. - СПб.: Питер, 2008. – 573 с.
21. Корчагин Ю.А. Деньги. Кредит. Банки. – Р н/Д.: Феникс, 2006. – 385с.
22. Марцынковский Д. А. Практические аспекты управления процессами аутсорсинга. – СПб.: Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», 2009. – 119с.
23. Михайлов Д. В. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. Учебное пособие.- М.: КноРус, 2006. – 256с.
24. Масленников В.В. Зарубежные банковские системы. - М.: Элит, 2008. – 390 с.
25. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. Кн. 1: Учебник. – СПб.: Изд-во СПб университета экономики и финансов, 2006. – 510 с.
26. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-еизд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 1260 с.
27. Спарроу, Э. Успешный IT-аутсорсинг / пер. с англ. – М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2008. – 344с.
28. Уланов С. М. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Заметки на полях среднесрочных прогнозов // Банковское дело. – 2008. - № 6. – С.11-12.
29. Филин Ф. Н. Аутсорсинг бизнес-процессов: проблемы и решения. – М.: Изд-во «Гросс Медиа», 2008. – 250с.
30. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. – М.:ИД «Вильямс», 2002. – 176с.
31. Вайнштейн, В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта. – http://www.cio-world.ru.
32. Дорогов А.Бухгалтер на стороне предпринимателя. - http://www.thechief.ru.
33. Калинина, Л. Аутсорсинговые услуги в области информационных технологий: оценка качества. – http://www.stq.ru.
34. Мизерник, Д. Как организовать качественный аутсорсинг. – http://www.outsourcing.ru.
35. Материалы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».