Это указывается на то, что правовое воспитание осуществляется на современном этапе более в семье и меньше учебными учреждениями, которые в большинстве своем пренебрегают юридическим воспитанием будущих граждан. Подобные результаты, также по нашему мнению указывают на то, что правосознание молодежи тесно связанно с гражданским сознанием. Ведь мы писали ранее, что правосознание не существует обособленно. Подобная осведомлённость об обязанностях гражданина указывает и на возрастание уровня правовой культуры. Ведь молодежь, прежде всего, считает более значимыми исполнение обязанностей, ответственность перед другим и перед законом, а не борьбу за свои права. Хотя эта традиция кроется еще в советском понимании правосознания и чревата собственными недостатками. В то же время многие молодые люди не знают иных важных положений нашей Конституции, например, запрет смертной казни, иерархию подчинения судов и пр. Поэтому в целом правовая культура молодежи скорее средняя, чем высока и отражает низкую правовую культуру общества в целом, определённую долю правового нигилизма, вызванную неэффективностью российского правового воспитания. Молодежь не склонна доверять правоохранительным органам, но еще в меньшей степени способна доверять правозащитным организациям и уполномоченному по правам человека. Главным институтом защиты своих прав они считают суды, мало разбираясь в специфике их деятельности. Подобный стереотип можно вменить в вину все той же системе образования и СМИ, которые искажают образ этих институтов права. В то же время эксперты ставят ударение на проблеме неверия молодежи в закон и систему права, как таковую. Особо мы должны подчеркнуть и тот факт, что молодежь считает самым главным фактором формирования своего правосознания, правовой культуры и правомерного поведению, семью (метод позитивного примера). Для них важен пример старших людей, ближайшего окружения (в педагогике этот фактор называют микрофактором) (см. табл. 3). Соответственно в числе негативных факторов, ведущих к социально-опасному поведению, они назвали отсутствие правового воспитания в семье, негативный пример старших, представителей органов правопорядка. Эти воззрения дифференцировались: для школьников – более важен пример родителей, для студентов – отношение к праву и закону в обществе, для работающей молодежи – пример чиновников и правоохранителей. То есть переход из различных возрастных групп и социальных сообществ трансформирует и правосознание людей
Введение 3 1. Правосознание и правовая культура как специфические явления системы права 5 1.1. Правосознание: особенности, классификация и функции 5 1.2. Понятие, виды и функции правовой культуры 12 1.3. Правовое образование и воспитание как залог высокого правосознания и правовой культуры 16 2. Правосознание и правовая культура в РФ: тенденции и проблемы развития 22 2.1. Правосознание и правовая культура среди российской молодежи 22 2.2. Пути успешного формирования правосознания молодежи РФ и повышения общего уровня правовой культуры 30 Заключение 37 Список использованных источников 38
1. Аскерова Л.А. Правовое убеждение и нормы поведения // Аспирант и соискатель. 2011. № 3. С. 34-38. 2. Беседин А.А.. Правовая идеология как элемент правовой системы современного общества : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Беседин Александр Александрович; [Место защиты: Моск. ин-т МВД РФ].- Москва, 2011.- 172 с. 3. Бляхман Б.Я. Юридическое образование: правосознание и культура // Юрислингвистика. 2010. № 10. С. 276-283. 4. Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2. С. 8-15. 5. Волков А.Н. Рост правового нигилизма в правосознании и нарушения прав человека: причинно-следственные связи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 79-86. 6. Галиев В.Х. Правовая культура как составная часть культуры и права // Правовое государство: Теория и практика. 2010. № 20. С. 10-14. 7. Гордеев К.А. Правосознание современной российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 5[93]. С. 164-179. 8. Елизарова М.А., Соловьев А.Ю. Правосознание молодежи: проблема формирования // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4. С. 63-66. 9. Жинко А.Н. Правовое воспитание как средство осуществления правовой социализации // Право и государство: теория и практика. 2012. № 8. С. 11-15. 10. Исаев И.А. Правовая культура России. М.: Проспект, 2013. – 96 с. 11. Каландаришвили З.Н. Деформация правовой культуры современной российской молодежи. СПб.: Знание, 2010. – 200 с. 12. Маргушина А.А. Правовое воспитание в системе ценностей правового порядка общества // Право и государство: теория и практика. 2011. № 12. С. 16-20. 13. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: НЦ ЭНАС, 2010. – 570 с. 14. Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. М.: Рид Групп, 2011. – 16 с. 15. Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. М.: Юриспруденция, 2012. – 398 с. 16. Погребная Ю.К. Кризис современного российского правосознания. М.: Альфа-М, 2013. – 192 с. 17. Протасов В.Н. Теория права и государства. М.: Юрайт, 2012. – 192 с. 18. Раянов Ф.М. Правосознание: сущностные основы понимания и формирования // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 58-61. 19. Скубак Н.Ю., Норсеева М.Е. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 1. С. 52-55. 20. Слезин А.А. Политический контроль в религиозной сфере и правосознание молодежи // Философия права. 2010. № 3. С. 95-98. 21. Слободнюк С.Л. Утопическое правосознание, естественное право и соблазн свободы // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 1. С. 27-34. 22. Снетков В.Н. Правосознание как фактор повышения социально-правовой активности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2010. № 105. С. 49-59. 23. Фурсов А.Л. Представления о законности и целесообразности в правосознании молодежи в контексте реализации антикоррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 150-154. 24. Шевченко И.В. Правовая социализация и правосознание молодежи: проблемы теоретического осмысления // Общество и право. 2011. № 2. С. 69-72. 25. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. – 168 с.