Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных
В современной теории и практике социально-культурной деятельности инновационными являются анимационные технологии, которые предполагают решение вопросов различных проблем личности, которые создают определен-ные условия включения личности в социально-культурную деятельность в ком-плексе.
Социально-культурная анимация (animation) считается особым видом со-циально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индиви-дов, которая основана на базе современных технологий (социальных, педаго-гических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих реше-ние проблем социального и культурного отчуждения.
Социально-культурная анимация сконцентрирована на личности челове-ка, полностью ориентируясь на формирование ее самостоятельности и активно-сти.
Анимационная работа может решить комплекс взаимосвязанных задач:
- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста;
- помощь в определении и осознании того, каким способом действия в конкрет-ной ситуации воспользоваться при достижении желаемой цели;
- подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осозна-ние собственных неосознанных желаний;
- выявление и помощь при осознании реальных возможностей, между которы-ми есть выбор;
- помощь в осознании последствий, которые могут повлечь за собой решение в том или другом случае;
- приведение человека к осознанности того, что осознание как таковое не ме-няет кризисной ситуации без особого желания действовать.
Социально-культурная анимация имеет гуманистическую направлен-ность, так как предметом ее является личность, способная к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Социально-культурная анимация проводит не только оказание психоло-гической, психотерапевтической поддержки нуждающимся в этом категориям граждан, она так же предлагает условия и методы для конструктивного выхода личности из сложной жизненной ситуации. Применяя технологии социально-культурной анимации в практике мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.
Среди главных направлений анимационной работы с различными кате-гориями граждан, самыми основными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состоя-ний личности, при помощи психотерапевтических тренингов и реабилитации творчеством.
Лица, оставшиеся без работы, являются социальной группой, наиболее нуждающихся в социально-психологической, психолого-педагогической, соци-ально-культурной помощи.
Наиболее оптимальное решение проблем безработных видится в создании стабильных, стимулирующих условий формирования их активной жизненной позиции. Эпизодические воздействия оказывают лишь временный эффект, дающий только временные положительные результаты.
Более эффективный процесс формирования активной жизненной пози-ции безработных видится во внедрении в практику четко спланированных ани-мационных программ комплексного характера.
Анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, и предполагает использование всего многообразия средств, форм и методов рабо-ты. Они сочетают мероприятия различной направленности. Такое сочетание, в зависимости от цели, делает эти программы более эффективными, насыщенны-ми, интересными.
При разработке и организации анимационных программ необходимо учи-тывать особенности, присущие лицам, оставшимся без работы. После увольне-ния активность людей в целом снижается. Для безработных больше характерна пассивная, иждивенческая позиция. Инертность сознания и неустойчивость по-ложения в обществе затрудняет конструктивный выход из ситуации безработи-цы. Большинство людей, потерявших работу считают себя жертвами социаль-но-экономических изменений, происходящих в обществе. Потеря работы для них не является своеобразным стимулом к активной деятельности, это стресс, по большей части ведущий к депрессии и социальным болезням. Безработные испытывают затруднения в постановке четкой цели своей деятельности, а также методов ее достижения.
Осознавая сложность положения лиц, оставшихся без работы, можно предположить, что разработка и внедрение в практику учреждений социально-культурной сферы анимационных программ по формирования активной жиз-ненной позиции лиц, оставшихся без работы является одним из условий их ус-пешного выхода из кризисной, сложной жизненной ситуации.
Анимационные программы по формированию активной жизненной пози-ции лиц, оставшихся без работы, должны направляться на актуализацию по-требности в самосовершенствовании, саморазвитии; повышение уровня само-оценки безработных; формирование и развитие умений и навыков, приобрете-ние новых теоретических знаний и способов их практического применения; на активное включение безработных в социально-культурную деятельность; на формирование их позитивной жизненной перспективы и др.
Таким образом, анимационные технологии по формированию активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, имеют на современной этапе развития общества немаловажное значение. Проблема их применения требует глубокого осмысления и конкретных практических разработок.
Содержание
Введение...2
Глава 1. Социально-культурные технологии
1.1. Современные технологии в России4
Глава 2. Социально-культурная анимация
2.1. Понятие социально-культурной анимации...6
2.2. Задачи социально-культурной анимации.8
2.3. Аниматоры .10
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных...12
3.2. Анимация для пожилых.15
3.3. Анимация в туризме...16
3.4. Спортивно-оздоровительное направление анимации.18
3.5. Виды анимационных программ....20
3.6. Технология создания анимационных программ..21
Заключение.23
Список литературы....25
Введение
По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекатель-ного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные по-требности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масшта-бах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естест-венной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлече-ния, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлече-ния.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потреб-ностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся пред-посылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя азвлечениями, часть своего свободного времени человек восстанав-ливает себя и как трудовую единицу.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике от-носятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме сво-ей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные матери-альные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов ин-дустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответст-вующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлече-ния должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни че-ловека.
Целью работы является изучение отношений связанных с процессом соци-ально-анимационных услуг.
Объектом исследования является сам процесс анимации.
Предметом исследования служат современные технологии в и анимаци-онные методы и приемы обеспечивающих преодоление социального и культур-ного отчуждения.
Для достижение целей этой работы необходимо определение следующих задач:
- понятие социально-культурных технологий;
- изучение понятий социально-культурной анимации, определение ее задач;
- изучение направлений анимации.
Структура данной работы состоит из: введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключение и список литературы.
Глава 1. Социально-культурные технологии
1.1. Современные технологии в России
Современный период развития социальной практики в России характери-зуется широким использованием разнообразных социальных технологий - от монотехнологий до политехнологических систем. Расширяется социальное про-странство, в котором отдельные технологии или их совокупность находят свое пименение: от политико-выборных до социолого-аналитических, от Интернет-технологий до технологий различных видов связи, от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресных социальных услуг различным группам населения и т.д.
Проникновение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства в различные сектора социальной сферы (не гово-ря уже о других) вполне обоснованно можно рассматривать как одну из зако-номерностей развития современного социума, а в секторах социальной работы и социально-педагогической деятельности - как устойчивую тенденцию их раз-вития (что подтверждается экспонентным ростом числа научных исследований и публикаций по этой проблеме). При этом каждая технология обладает вполне определенным теоретико-методологическим потенциалом познания и преобра-зования социальной практики.
Естественно, что анализ этого потенциала может быть осуществлен с раз-личных позиций: с точки зрения различных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функционального предназначения конкретной техноло-гии; определения их номенклатуры; выявления структуры, содержания, после-довательности и т.д., т.е. в рамках широкого диапазона критериев оценки этих технологий
В процессе постоянных изменений, происходящих в обществе, меняется и представление о возможностях, способностях и целях человека в современ-ном мире. Современная действительность предъявляет особые требования к че-ловеку, диктует ему необходимость сочетания затраты и восстановления жиз-ненных сил, посредством балансирования пассивности и активности. Все более повышается значение личной активности человека, инициативности, способно-сти к творческому восприятию действительности. Однако не каждый человек обладает такими качествами, особенно в момент переживания трудной жизнен-ной ситуации. Одной из наиболее острых проблем современности является по-теря работы трудоспособными гражданами страны. Для большинства людей, по разным причинам потерявшим работу, наступает период трудностей, болезней, бедности, пассивного отношения к жизни.
Глава 2. Социально-культурная анимация
2.1. Понятие социально-культурной анимации
Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специаль-ных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные иг¬ры и состязания, танцевальные вечера, карна-валы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, кото-рый основан на современных технологиях (социально-педагогических, психо-логических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление соци-ального и культурного отчуждения.
Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основ-ных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, об-ширное использование общественных духовно-культурных ценностей, тради-ционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровитель-ные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности .
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.
Основными целями индустрии развлечений является создание опреде-ленных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия кото-рых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребно-стей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспита-ние, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отды-ха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей форми-рует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга чело-век восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обо-собленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специ-фическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные прие-мы и методики.
2.2. Задачи социально-культурной анимации
Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой по-нимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, пре-одолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предостав-ляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
При этом стоит вопрос о всяческом преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и некоторых других ка-тегорий населения. Сегодня во многих социальных и возрастных категориях нашего общества присутствуют люди, стоящие на грани «социального вымира-ния», для них постоянная борьба за полноценный социальный статус приобре-тает смысл борьбы за жизнь, а риторический вопрос «жизнь или смерть» для многих из этих людей становится решающим. Данное положение подталкивает аниматоров, в лице которых могут выступать и социальные работники и соци-альные педагоги и другие специалисты социально культурной деятельности искать и находить все более эффективные педагогические технологии для пре-одоления проблем социокультурной дезадаптации.
На решение этих задач нацелено особое направление западной социаль-но-культурной педагогики, коим является социально-культурая анимация. В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных прак-тик, начиная психотехническими и заканчивая театральными. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жан-ры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухо-творения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позво-лил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным на-правлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально- культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
1. Bounds, J. & Hepburn, H. Empowerment & Older People. 1995.
2. Словарь по социальной педагогике /Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-: Издатель-ский центр «Академия», 2002.
3. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипов, М.: РАН ИСПИ, 1995
4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва, 2004.
5. Гуляев В.Г. «Организация туристкой деятельности», Москва, 1996.
6. Зорин И.В. «Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме». Мо-сква, 2000 г.
7. Котлер Ф. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм», Москва, 1998г.
8. Чудновский А.Д. «Гостиничный и туристический бизнес», Москва 1998г.
9. Газета об эмиграции, работе, отдыхе, учебе за рубежом «Заграница», 15(68) апрель, 2002.
10. Журнал «Вояж», Апрель 2000г.
11. Журнал «Весь мир», №35(2) 2002г.
12. Журнал «Туризм», № 37 1997г.
13.Сонина В. Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения.//Вопросы экономики.-1992-№7.
14. Ярошенко Н.Н. Социально культурная анимация. Изд. 2 е, испр. и доп. М., 2005.