(Нет отзывов)
26 страниц
2019-05-30

Движущие силы и условия развития личности

В наличии
549 ₽

1. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. К числу веч¬ных вопросов науки относится проблема соотношения биоло¬гического и социального в человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; сте¬пень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения лич¬ности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее раз¬вития; соотношение социального и индивидуального в по¬ступках личности и ее восприятия мира и т.п. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внеш¬ней» детерминации развития личности, как бы ни разли¬чались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него об¬стоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в об¬ществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» фак¬торов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир чело¬век — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отста-ивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние пе¬ременные. Однако, по мнению известного психолога начала XX в. Вильяма Штерна, старые нативистские уста¬новки (native — врожденное) опираются на не менее до¬стоверные факты, поддерживающие концепцию «наследственности», традиционно объясняю¬щей развитие и поведение личности врожденными задат¬ками, конституцией человека и, наконец, его генотипом. В более современной и не столь жестко привязанной к врожденным факторам форме теория «наследственности» выступает в различных «диспозиционных» подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из «врож¬денных» или «приобретенных» черт личности, характеро¬логических особенностей, то есть различных внутренних факторов, которые определяют, прежде всего, индивидуаль¬ные различия в поведении человека. Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприят¬ных внешних условиях. Так утверждают представители тео¬рии «наследственности» в ее традиционном варианте. Но кто станет спорить, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается. В письме А.Эйнштейну основатель психоанализа З.Фрейд констати¬рует, что человеку от природы присуща агрессивность. Один из специалистов в облас¬ти изучения мотивации поведения личности Х.Хеккаузен выделяет три параметра индивидуального действия лично¬сти, которые нельзя объяснить с помощью внешних «си¬туационных» или «средовых» факторов. Первый параметр — это степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше действие че¬ловека отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вернее, что за ним стоят «внутренние» лич¬ностные факторы — внутренние «диспозиции» (предрас-положенности к действиям). В зале библиотеки все, как правило, сидят за своими местами, а один человек, не¬смотря на недоуменные взгляды окружающих, становит¬ся коленями на стул и пишет. Этот человек имеет тенденцию к нонконформности или же обладает индиви¬дуальным поленезависимым стилем поведения. Второй па¬раметр — степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуаци¬ях. Третий параметр индивидуального действия — степень его соответствия действиям, которые имели место в про¬шлом в сходных ситуациях (стабильность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения «внутренними», «индивидуаль¬ными», а не «средовыми», «социальными» факторами. Подобного рода устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг «среда», использу¬ется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками «ситуационных» концепций личности. Как правило, одни и те же фак¬ты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Так, в родословной Бахов кроме И.С.Баха было еще не¬сколько десятков музыкантов. Для сторонников концеп¬ции «наследственности» — это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое. В тех же фактах представители концепций «среды» видят социально-психологический механизм, иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Бахов. Другой пример такого рода фактов — это появившееся в начале 80-х гг. сообщение, что мужчины с ХХУ-хромосомной конституцией, то есть с лишней У-хромосомой, чаще встречаются среди заключенных в тюрьмах, чем мужчины с соответствующей норме хромосомной конституцией. Эти факты, возродившие мифы о гене «преступности», впос¬ледствии не подтвердились. Однако сами по себе эти факты, по мнению известного

К числу веч¬ных вопросов науки относится проблема соотношения биоло¬гического и социального в человеке.
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; сте¬пень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения лич¬ности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее раз¬вития; соотношение социального и индивидуального в по¬ступках личности и ее восприятия мира и т.п.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-Пб.: Питер, 2000.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
4. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: «Бахрах М», 2002.
5. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.1. М., 1986.
6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1. М., 1983.
8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М., 1984.
9. Бочков Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека //Диалектика в науках о природе и человек. М., 1983.
10. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека //Вопросы психологии. М., 1976. № 1.

Список рефератов по предмету этика