Теория идей. Все три концепции Платона связаны между собой. Основное содержание теории идей состоит в том, что изначально существует идеальный духовный мир божественных истин. Плотскими глазами этот мир увидеть нельзя, но именно он определяет порядок всякого природного бытия как онтологически (то есть его сущствование как таковое), так и аксиологически (то есть с точки зрения его ценности). Идеи представляют собой универсальные принципы всего сущего. Так, прекрасное лицо, прекрасная лошадь, прекрасный кувшин становятся прекрасными только благодаря существованию идеи прекрасного. Таким образом, «прекрасное» есть некое качество, которое может быть присуще различным явлениям или предметам. Поскольку у разных идей может быть одно и то же представление о прекрасном, а прекрасное может воплощаться в разных предметах и явлениях, значит, есть идея прекрасного вне зависимости от человеческого сознания и от той вещи, в которой она воплощается. Следовательно, существуют два самостоятельных мира: мир видимый и мир духовный (или мир идей). Бытие также является идеей, то есть неким нематериальным образованием, которое существует независимо от вещи. Мир становления (или видимый мир) противопоставлен миру бытия. Основой мира становления является материя, но поскольку вне мира бытия материя не обладает никакими качествами, она не может быть предметом для философского размышления. Лишь идеи, будучи формой преобразования материи, способствуют образованию материальных предметов. Согласно учению Платона, душа человека до рождения находится в этом мире идей и непосредственно познает истину. После же рождения знание об истине затмевается телесным началом, в результате чего душа ищет знание уже не в себе, а во внешнем мире, который на самом деле можно понять только из собственного внутреннего принципа, осознав свой внутренний мир как источник всякого разумного начала.
Платон и его сочинения. Платон (428/427 347 гг. до н.э.) являлся учеником Сократа, его считают основателем объективного идеализма. В 387 г. до н. э. в Афинах основал свою школу, известную как «Платоновская академия». В I в. н. э. пифагореец Трасилл Александрийский, придворный астролог императора Тиберия, издал сочинения Платона, разбитое на девять тетралогий (по четыре диалога в каждой). Исходя из хронологии диалогов, их можно разбить на четыре группы: 1) ранний период (90-е гг. IV вв. до н. э.), в который особый акцент делается на моральной проблематике, а также для анализа понятий используется метод Сократа («Апология Сократа», «Критон», «Протагор» и др.); 2) переходный период (80-е гг. IV в. до н. э.), в который наряду с критикой софистов зарождается учение об идеях («Горгий», «Менон», «Гиппий меньший» и др.); 3) зрелый период (70 60-е гг. до н. э.), когда в центре оказывается теория познания, используются логические категории («Федон», «Пир», «Софист», «Федр», первые книги «Государства» и др.); 4) поздний период (50-е гг. до н. э.), к которому относятся «Законы» и «Послезаконие».
Учение Платона. Основными философскими концепциями Платона являются: 1) теория идей, которая представляла собой попытку решить проблему универсалий (общих понятий) и их соотношения с отдельными вещами; 2) учение о государстве (первая «утопия»); 3) теория познания как припоминания. Идеи Платона оказали огромное влияние на всю европейскую философию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басов Р. А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. М., 2002.
2. Кузнецов В. Г., Миронов В. В. Миф. // Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под ред. Забияко А. П., Красниковой А. Н., Элбакян Е. С. М., 2006. С. 644 645.
3. Платон. Государство. Книга седьмая. // Платон. Сочинения в трех томах. Том 3. М., 1971. С. 321 354.
4. Соловьев В. Жизненная драма Платона. http://www.vehi.net/soloviev/ platon.html