ВВЕДЕНИЕ
Чрезмерное волнение перед стартом, «мандраж» наиболее часто заявляемая причина обращения спортсмена к психологу. Такое волнение необоснованно с точки зрения спортсмена и тренера какими-либо объективными причинами. Причина, как правило, заключается как в слабости навыков саморегуляции, которые нарушаются в непривычной или ответственной обстановке, так и в различных более глубоко скрытых переживаниях: за «мандражем» могут стоять различные страхи, глубокое затянувшееся неудовлетворение собой, неудовлетворенность отношениями с людьми и другие негативные переживания.
Начальная часть работы по коррекции чрезмерного волнения может быть проделана без конкретизации его глубинных причин. В начале работы спортсмену объясняется, что просто «убрать» волнение (как и любую другую эмоцию) нельзя, если эмоция появилась, значит, она зачем-то нужна организму и психике, и, кроме того, некоторый оптимальный уровень волнения необходим для любой деятельности, для обеспечения тонуса организма. Задача не в том, чтобы «убрать» волнение, а в том, чтобы довести его до оптимального уровня. Методики тренировки управления вниманием и другими психическими процессами также используются при коррекции чрезмерного волнения. Спортсмену необходимо умение в целостной ситуации вовремя опознавать и игнорировать нежелательные (сбивающие с настроя) стимулы и концентрироваться на помогающих поддерживать нужное состояние стимулах.
§1. Проблема переживания страха юными спортсменами
Специфика работы с юными спортсменами описана в психологической литературе достаточно полно, назовем лишь некоторые основания этого:
- ребенок не может самостоятельно заявить о проблемах, которые его волнуют, они могут быть выявлены в его поведении косвенно (через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.п.); выявление проблем развития психики у детей входит в профессиональные задачи психолога (не всегда в этом случае мнение и жалобы родителей могут быть адекватными);
- ребенок не может осознанно поставить перед собой цель и избавиться от своих проблем и нарушений психологического плана; более того, только тогда он станет "сотрудничать" с психологом, когда ему самому это будет интересно; эти обстоятельства делают часто необходимым использование как в диагностической, так и в коррекционной работе игровых приемов, особенно привлекательных для детей;
- отсутствие рефлексии у детей с одной стороны, облегчает, а с другой, усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы для консультирующего; это вызывает необходимость работать с переживаниями ребенка "здесь и теперь" и делать акцент на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые подвергаются коррекции.
Каждый специалист, работающий с юными спортсменами, может назвать множество негативных элементов в поведении ребенка. Задача состоит в том, чтобы выявить и устранить их причину, т.к. поведение (при очевидных психических нарушениях) - лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. В этом случае конечной целью коррекции служит не следствие (поведение), а причина (психическое переживание, нарушение). Хотя следует также помнить о принципе взаимного опосредования, согласно которому последствия поступка могут способствовать изменению причин эмоционального происхождения.
Необходимо провести границу между патологией и нормой развития психики. Это важно для того, чтобы не устранять необходимые для развития спортсмена факторы, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлением отклонений и не обойти вниманием те элементы поведения ребенка, которые, возможно, и не вызывают особых опасений тренера (т.к. не проявляются ярко), но вместе с тем являются следствием нарушений эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка.
Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности юного спортсмена являются нарушения эмоционально-мотивационной сферы. Гармония или дисгармония этой сферы определяет его психическое развитие, взаимодействие, деятельность.
Страх, как и другие неприятные переживания гнев, страдание не являются однозначно "вредными" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Страх регулирует поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и т.п. В этом проявляется охранительная функция страхов (они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение).
Помимо того, страх помогает "строить" деятельность, он является одним из чувств, необходимых для нормального функционирования личности. Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже "острых" чувствах. Сказки, страшные истории, которые дети рассказывают друг другу, не менее важны для развития личности ребенка.
Детские страхи - это обычное явление в развитии психики. В.В. Лебединский считает, что каждый страх (или его вид) появляется только в определенном возрасте, у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает по времени со скачком в психомоторном развитии ребенка.
Необходимо различать патологический страх, требующий коррекции, от нормального, обусловленного развитием. Патологический страх можно отличить от "нормального" по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее к аутизму, психосоматическим заболеваниям, то это страх, бесспорно, патологический.
Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание является полезным, когда точно выполняет свои функции, а впоследствии исчезает.
Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Следует помнить, что не отдельный фактор страха определяет уровень реагирования, а ситуация в целом, образ ситуации (опыты Кеннона).
Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители приобретают характер угрожающих действий. Обычно в таких ситуациях говорят о проявлении травмирующего опыта - испуг, боль, конфликты.
Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка, которые подчас непроизвольно "заражают" ребенка страхом, тем что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем ему все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и у него возникает эмоция страха. Страх закрепляется в эмоциональной памяти и распространяется на сходные ситуации, приобретает чувственную основу.
Главная опасность - возможный последующий переход эмоций страха в хронические формы, характерные для подростков образование более или менее устойчивых черт личности.
В настоящее время наработаны общепсихологические механизмы и знания по эмоциям и чувствам у детей, но в существующих методиках подготовки юных спортсменов эти достижения психологии используются неполно.
При управлении подготовкой юных спортсменов коррекционная работа с использованием эмоциогенных факторов, вызывающих страх, может вестись по нескольким напралениям. Эффективность коррекции и выбор адекватных приемов определяется индивидуальными особенностями ребенка.
§2. Психологическая работа с переживанием страха в спорте
Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.
Основная позиция: страх это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать. Самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе, убрать «напрямую», «вырезать». Важен оптимальный уровень страха и конструктивное использование страха . Как страх может быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. Люди, которые не боятся вообще, выходят неподготовленные, проходят через предстоящую ситуацию хуже, плохо реагируют на непредвиденные трудности. Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти. В момент опасности нужно вывести эту опасность из фокуса внимания. Что значит забыть об опасности? Если по-настоящему забыть, то это опять же приведет к несобранности, потере бдительности. Забыть в том смысле, что оставить ее на периферии внимания, периферии сознания. Память об опасности будет внутренним стимулом, будет выражаться в сверхвнимании к разным техническим, тактическим моментам процесса борьбы. Тогда память об опасности занимает свое место и не распространяется на все поле внимания. Нужно иметь в виду, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими. Часто спортсмен отрицает само слово « страх », тогда предпочтительнее более мягкие термины, например, «опасение».
ВВЕДЕНИЕ .3
§1. Проблема переживания страха юными спортсменами .4
§2. Психологическая работа с переживанием страха в спорте .7
§3. Овладение мыслями перед выступлением ..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....24
Литература ....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В. А. Физкультура и спорт. - М.: Просвещение, 1986.
2. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. - М.: Мир, 1992.
3. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1993
4. Гончаров С.Т. Российская система физического воспитания. - СПб.: Кристалл, 1997
5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. М.: Академия. 2001.
6. Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М.: Знание, 1987.
7. Лопушанская А. Проблема переживания страха юными спортсменами / Лопушанская А. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. - М.: 1998.
8. Крутецкий В.А Основы педагогической психологии. - М.: Логос, 2002.
9. Матвеев Л.П. Влияние спорта на формирование воли. - М.: Знание, 1987.
10. Е. Тихвинская. Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
11. Хутиев Т.В. и др. Управление физическим состоянием организма (тренирующая терапия). - М.: Медицина, 1991.