Введение Впервые Древняя Греция заметила властную силу истинного знания. Связав всё мироустройство с мета¬физическими «первоначалами» - с «архе», греки пред¬ложили увидеть их - «первоначала» - в качестве инст-румента конструирования бытия. В культуре Ницше видел, прежде всего, средство человеческой самореализации. Философ обратился в своем поиске основ культуры к Древней Греции, надеясь разгадать загадку происхождения культуры на базе яркого неповторимого мира эллинского искусства. Ему казалось, будто греки в полной мере ощущали трагичность бытия, а именно в великой скорби и великом восторге, а также в неконтролируемых разумом формах фиксации этих эмоциональных состояний, Ницше видел первопричину творчества. Культурфилософия Ницше сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в более древнее лоно язычества. Культура становится для него выражением заложенной в человека космической «воли к жизни» и «воли к могуществу». Так сказалась власть открытого древнегреческой философией разума в его возможностях конструирования мира культуры. Добы¬тое Разумом, т.е. истинное, «первоначало» - «архе» -своей властью превращало мировой хаос в культурный Космос, упорядочивало мир, рационально держало его по законам Логоса. У Сократа отмечается наивысший подъём эллинской тяги к знанию, веры в его могущест¬во. После того как натурфилософы досократического периода силой разума привели в порядок структуры внешнего мира, он стал решать более грандиозную задачу - направлять по разумному пути общественную жизнь людей. Поскольку знание истины-«первоначала» в культуре Древней Греции определялось в качестве конститутивного принципа в целом, в том числе и для государственного устройства, то понятно, почему здесь столь серьёзное значение придавалось образованию. Образование, производя истинное знание, укрепляло государство.
Введение 3 1. Представление об образовании в эпоху античности 5 2. Философские новации и образование - от парадигмы к проекту 13 3. Философские школы эпохи эллинизма 18 Заключение 23 Список литературы 25
1. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. М., 1983. Т. 4 2. ВелмерА. Модели свободы в современном мире // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995 3. Горбунова, Л.И. Культурология. Человек - Общество - Культура: учеб. пособие по дисциплине «Культурология» для вузов / Л.И. Горбунова, Г.С. Келлер; МГТУ. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009 4. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М. 1997 5. Квинтилиан М. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. СПб., 2004 6. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М.: Высш. шк., 1990 7. МарруА. И. История воспитания в Античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. 8. Найт Дж. Философия и образование. СПб., 2000 9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. 1. 10. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М. 2000 11. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 2002.