Введение Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение реальности; процесс постановки и решения задачи (процессуальный аспект интеллектуальной деятельности; социально-обусловленный и опосредованный речью; нацеленный на установление связей и отношений между познаваемыми объектами и открытие нового; связанный с активностью субъекта; включающий его ориентировочную и аналитико-синтетическую деятельность. Мышление – это процесс, обусловленный со стороны объекта исследования типом задачи, ее структурой, презентацией условий и требований; а стороны субъекта – мотивацией (познавательной активностью), степенью выраженности свойств, видов, стилей, типов мышления. Проблема мышления как психологического феномена является одной из центральных проблем психологии. Л.С. Выготский отмечал, что «можно, не боясь впасть в ошибку и преувеличение, положительно утверждать, что ни один психологический вопрос не является столь критическим и центральным по методологическому значению для всей системы психологии, как именно вопрос об интеллекте» . Прояснение вопроса о предмете психологического феномена мышления предполагает рассмотрение ряда аспектов этой проблемы. Во-первых, изучение истории разработки ключевых проблем психологии мышления и формирования ее понятийного аппарата; во-вторых, проведение сравнительного анализа исследования мышления в психологии и других науках; в-третьих, выявление особенностей понимания мышления в разных психологических школах и направлениях.
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы понятия мышления 4 1.1.Понятие мышления в психологии 4 1.2. Проблема мышления в разных направлениях психологии 8 Глава 2.Мышление как психологический феномен 12 2.1. Психологическая сущность мышления и его особенности 12 2.2.Формы и виды мышления в психологии 13 2.3. Индивидуально- психологические особенности психологического феномена мышления 16 Заключение 18 Список литературы 19
Список литературы 1.Андерсон Д.Р. Когнитивная психология : [пер. с англ.] / Д.Р. Андерсон. - 5-е изд. - СПб. и др. : Питер, 2006. - 589 с. 2.Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие / П. Я. Гальперин. – М. : КДУ, 2005. – 400 с. 3.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с. 4.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с. 5.Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2005. - 480 с. 6.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб.: Питер, 2006 - 320 с. 7.Пиаже Ж. Психология интеллекта.– СПб.: Питер, 2005.– 171 с. 8.Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2005. - 175 с. 9.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2008 - 712 с. 10.Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 608 с.