Введение 2
1. Самоидентификация личности как объект социологического анализа 4
2. Социокультурный аспект самоидентификации личности 12
3. Понятие «студенчество» в контексте социологии культуры 22
Заключение 29
Библиографический список использованной литературы……………..….32
Введение
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, затронувшие российский социум в конце ХХ – начале ХХI вв., обусловили необходимость научного осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях социальных перемен.
Современное российское общество находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций. На формирование идентификационных предпочтений современных россиян непосредственное значение оказала ушедшая в прошлое советская идентичность, поскольку девальвация прежних идентификационных рамок породила феномен массового «поиска идентичности». Современный социокультурный контекст идентификационных процессов детерминируется рядом специфических черт, среди которых наиболее значимыми являются: распад советского идентификационного пространства, реорганизация политических и экономических структур, усложнение социально-стратификационной системы общества, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, культурное многообразие, а также глубокая модификация нормативно-ценностной системы и моделей социального, экономического, политического поведения.
В этой связи особый интерес представляет теоретический анализ складывающихся идентификационных предпочтений студенческой молодежи. Таким образом, в настоящее время существует потребность в научном осмыслении и анализе проблем социокультурной самоидентификации студенчества в условиях социальных перемен современного российского общества.
Объект исследования – современное российское студенчество как особая идентификационная группа.
Предмет исследования – сущность, основные направления социокультурной самоидентификации российских студентов.
Цель исследования – выявить особенности социокультурной самоидентификации студенчества в условиях российской действительности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть понятие самоидентификации как категории социологии культуры;
• раскрыть социокультурный аспект идентификационных процессов;
• определить студенчество как особую идентификационную группу;
• выявить основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в РФ;
Гипотеза исследования. Современный этап развития российского общества способствовали разрушению прежней системы социальной регуляции и соответствующих матриц социального поведения и вызвали феномен массового поиска идентичности, в частности обусловив приоритет адаптивно-защитного характера личностной самоидентификации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов самоидентификации личности, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений современной социологии. В основу исследования были положены социологические теории П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Дюбара, И. Гофмана, Т. Лукмана, Дж. Мида, Дж. Марсиа, Т. Парсонса, Э Фромма, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.
В основу исследования были положены общенаучные принципы и методы: принцип системности, всесторонности, дополнительности и преемственности, а также такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, структурно-функциоанльный, сравнительно-исторический, деятельностный и др.
Введение 2 1. Самоидентификация личности как объект социологического анализа 4 2. Социокультурный аспект самоидентификации личности 12 3. Понятие «студенчество» в контексте социологии культуры 22 Заключение 29 Библиографический список использованной литературы……………..….32
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 2000.
2. Авраамова Е.М. Формирование новой российской идентичности // Общественные науки и современность. – 2008. - № 4. – С. 20-22.
3. Erikson E. Insight and Responsibility. – N.Y., 1964.
4. Белинская Е.П. , Тихомачдрицкая О.А. Социальная психологи личности. – М., 2001.
5. Бурдье П. Социология политики. – М., 2003.
6. Бурдье П. Начала. – М., 2004.
7. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. – 2009. - № 6. – С. 39-43.
8. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии // Собр. Соч. В 6-ти т. – Т. 4. – М., 2004.
9. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 16-22.
10. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. – 2004. - № 5. – С. 5-15.
11. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. – 2002. – № 6. – С. 83-94.
12. Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. – М., 2009.
13. Лармин О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи. – М., 2008.
14. Лисовский В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. – СПб., 2000.
15. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб., 2008.
16. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. – Л., 2004.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. – М., 2004. – Т. 3.
18. Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дис. … канд. социол. наук. – Челябинск, 2000.
19. Mead G.H. Mind, Self and Society. – Chicago, 1967.
20. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия в переходном обществе // Социологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 17-18.
21. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 2007. – 113-115.
22. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.,2001.
23. Рассолова И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. … канд. социол. наук. – Казань, 2006.
24. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник. – М., 2004.
25. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 2008.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. – М., 2003.
27. Руткевич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. – 2002. - № 9. – С. 36-41.
28. Современная западная социология: Словарь. – М.,2000.
29. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2003.
30. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. – М., 2009.
31. Социологический словарь / Пер. с англ. И. Г. Ясавеева / Под ред. С. А. Ерофеева. – М.: Экономика, 2004.
32. Taifel H. Social identity and intergroup relations. – Cambridge, 1982.
33. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2009.
34. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2000.
35. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 2005.
36. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – М., 2009.