Введение
В марте 1985 года, после смерти К. У. Черненко, руководящие посты в государстве были распределены следующим образом: Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал А. А. Громыко, Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 года оставался Н. А. Тихонов, которого затем сменил на этом посту Н. И. Рыжков. Генеральным секртарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С именем Горбачева связано почти пять лет истории СССР, которые положили начало коренным переменам в обществе. Необходимость перемен в течение последних лет остро осознавалась всеми слоями общества, включая и самые высшие сферы.
Жена М. С. Горбачева вспоминала, что 10 марта, в день смерти Черненко, Горбачев, возвратившись домой, размышлял вслух: «Сколько лет работал на Ставрополье. Седьмой год работы здесь, в Москве. А реализовать что-либо крупное, масштабное, назревшее невозможно. Как будто стена. А жизнь требует, и давно. Нет, так жить нельзя». Вне зависимости от достоверности этого сообщения в нем передан один важный момент даже среди членов Политбюро было ощущение, что по-старому жить больше нельзя. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Целый ряд острейших вопросов требовал неотложного решения. Советский Союз фактически находился в международной изоляции, настоящих союзников у него не было.
Цель данной работы проанализировать состояние экономико-социально-политического состояния СССР в кризисный период и последствия «перестройки».
Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика страны уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Катастрофически упал уровень жизни населения.
Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что иррациональность советской экономической системы происходила не вследствие «отставания» социальных отношений производства от развития производительных сил, а вследствие фундаментального противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Между тем мы не можем объяснять кризис советской системы только ее экономической иррациональностью. Система не удовлетворяла потребности советских людей в 1980-е годы так же, как она не удовлетворяла их и в 1930-е, она и строилась не для удовлетворения этих потребностей, а для удовлетворения политических потребностей номенклатуры. Если в конце 1980-х система достигла наконец предела, произошло это потому, что иррациональность перестала удовлетворять эти политические потребности. Она пришла к кризису потому, что механизмы, в течение почти шестидесяти лет поддерживавшие в движении эту гротескно репрессивную, эксплуататорскую и неэффективную систему, износились.
Задачи данной работы следующие:
Проанализировать кризис советской системы;
Рассмотреть концепцию «перестройки», и причины, которые к ней привели;
Описать реформирование советской системы: гласность, многопартийность, реформы политической власти.
Данная тема работы «Кризис советской власти и «перестройка», не смотря на прошедшее десятилетие все так пользуется популярностью как у состоявшихся ученых так и молодых исследователей: Бордюгов Г. А., Козлов В. А. «История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского общества», Боффа Д. «От СССР к России: История неоконченного кризиса», Краснов В. Н. «Система многопартийности в современной России».
А так же мемуары известных политических деятелей Советского Союза и современной России: При написании данной работы были использованы работы авторов: Горбачев М. С. «Годы трудных решений» и «Размышления о прошлом и будущем», Ельцин Б. Н. «Президентский марафон», Грачев А. «Горбачев. Человек, который хотел как лучше».
Глава 1. Кризис советской системы и «перестройка»
1.1. Необходимость перемен в СССР
Горбачев и многие люди из его окружения понимали: если не найти убедительных ответов на вызовы сложного переломного времени последних десятилетий ХХ столетия, затрагивающие фундаментальные основы человеческого бытия (будь то в экономической, политической, гуманитарной или любой другой сфере материальной и духовной жизни), страна может оказаться на обочине мировой цивилизации . Поэтому перед советским руководством встала серьезная задача: исходя не из примитивных схем «социальной справедливости», «равенства», черпая идеи не в марксистско-ленинском наследии, а опираясь на реальные общечеловеческие приоритеты и ценности, произвести коренной пересмотр унаследованных от прошлого и оторванных от жизни установок и действий, не соответствующих интересам страны. Курс Горбачева, направленный на перестройку экономической и политической жизни, привел к кардинальному изменению внутренней жизни страны и внешнеполитической ситуации в мире и оказал существеное влияние на преобразование всей мировой системы межгосударственных отношений, приведя в конечном итоге к окончанию «холодной войны».
Новый курс развития страны был провозглашен в апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС, через год одобрен на XXVII съезде КПСС. Он получил название «курс на ускорение социально-экономического развития» и был изложен в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года». На пленуме и съезде было констатировано сложнейшее положение в социальной сфере (катастрофически не хватало продовольствия, жилья, в ужасном состоянии находилось здравоохранение, в магазинах отсутствовали элементарные бытовые товары), в экономике (падение темпов развития, развитие кризисных явлений, зависимость страны от рынка сырья), во внешней политике (США начали разработку стратегической оборонной инициативы СОИ и тем самым опережали СССР по темпам роста вооружений) .
Политика «ускорения» социально-экономического развития. Однако, невзирая на то что указанные выше задачи требовали продуманных и сложных решений, Горбачев положил в основу своей новой политики простое «ускорение» развития, то есть повышение производительности труда за счет улучшения дисциплины и подключения неиспользованных мощностей (автором этой концепции считается академик А. Аганбегян). За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. В связи с этим Горбачев потребовал, чтобы темпы роста национального дохода в 19861987 годах составили 4% в год в противном случае не была бы выполнена пятилетка. Было также обещано проводить социальную политику, основанную на принципе «социальной справедливости». Было выделено две приоритетных проблемы продовольственная и жилищная и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполаглось решить к 1990 году, жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» к концу ХХ века.
«Ускорение социально экономического развития» было традиционно начато с тяжелой промышленности. Для того чтобы от слов перейти к делу, требовались большие средства, а также необходимо было объяснить впашему в апатию обществу необходимость очередного «аврального» этапа. В сентябре 1985 года Горбачев встретился с группой ветеранов стахановского движения и молодых передовиков производства и призвал собрать все силы для достижения реального ускорения экономических темпов. Для увеличения темпов роста было принято решение полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух и четырех сменный рабочий день; проводить механизацию и автоматизацию производства теми средствами, которые имеются в наличии; повысить качество продукции (для контроля за качеством была создана специальная инстанция госприемка); наконец укрепить трудовую дисциплину.
Однако первые же месяцы работы в ускоренном темпе показали, что «ускорением» производства решить существующие проблемы невозможно. Незначительный рост экономики сопровождался стремительным увеличением травматизма, аварий и катастроф в различных отраслях промышленности. Взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, происшедший 27 апреля 1986 года, имевший огромный резонанс в СССР и в мире, стал символом провала политики «ускорения». Власти страны по традиции старались скрыть размеры и страшные последствия грандиозной экологической катастрофы от населения. И лишь протесты западных стран, где также выпали радиоактивные осадки, и необходимость ликвидации последствий аварии вынудили политическое руководство заговорить о масштабах бедствия.
Введение 3
Глава 1. Кризис советской системы и «перестройка» 5
1.1. Необходимость перемен в СССР 5
1.2. Концепция «перестройки» 7
Глава 2. Результаты реформирования советской системы 14
2.1. Гласность 14
2.2. Реформы политической системы 18
2.3. Начало российской многопартийности 19
Заключение 23
Список литературы 25
Список литературы:
1. Болдин В. И. Крушение пьедестала: Штрихи к портрету М. С. Горбачева. М., 1995.
2. Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992.
3. Боффа Д. От СССР к России: История неоконченного кризиса. М., 1996.
4. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1994.
5. Горбачев М. С. Годы трудных решений. М., 1993.
6. Горбачев М. С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998.
7. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн.1. М.: Новости, 1995. С. 15-30, 334-399
8. Грачев А. Горбачев. Человек, который хотел как лучше. М., 2001.
9. Ельцин Б. Н. Президентский марафон. М., 2000.
10. Коротич В.А. От первого лица. Харьков, 2000. 384 с.
11. Краснов В. Н. Система многопартийности в современной России. М., 1995.
12. Красное или белое? (Драма августа"91: факты, гипотезы, столкновение мнений.) М., 1992.
13. Майсурян А. Советский Союз 1946-1991. М., 1996.
14. Пашенцев Е. Н. Оппозиционные партии и движения современной России. М., 1998.
15. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. Издание второе, исправленное и дополненное. Новосибирск: Сибирский хронограф. 2000. С. 97-186
16. Политическая история: Россия СССР Российская Федерация. В 2 т. Т. 2. М., 1996.
17. Рябикин С. Новейшая история России (19911997). М., 1997.
18. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001. От Горбачева до Путина/Серия "Высшее образование". - М.: Издательство "Весь Мир", 2001. 272 с.
19. Соколов А. К., Тяжельников В. С. Курс советской истории. 19411991 гг. М., 1999.