Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация образования представляет новые требования к качеству образования подрастающего поколения. В быстро меняющихся социально-экономических условиях приобретает важную роль совершенствование воспитательной работы школьников. Наблюдая и анализируя ситуацию развития учащихся, выявлено, что у современных школьников больше развиты такие качества как добросовестность, ответственность, управляемость, менее развиты общительность и лидерские качества. Эти показатели входят в некоторое противоречие с целями современного образования: развитие и саморазвитие духовно свободной, творческой и коммуникативной личности. В этом и состоит актуальность данной работы.
В связи существующим положением и возникают противоречия между тем, что содержание деятельности становится личностно значимым для школьника и оно должно быть адекватным той социокультурной среде, в которую он попадет после окончания школы.
Все вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования: необходимость помощи детям в формировании позитивного социального опыта, развитии коммуникативных компетенций, которые являются основой успешной самореализации личности.
Объект исследования: теоретические основы самоорганизация учебной деятельности .
Предмет исследования: Самоорганизация учебной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические основы самоорганизация учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью определены следующие задачи: исследования:
Дать анализ состояния проблемы самоорганизации учебной деятельности в теоретической литературе;
Выявить особенности развития самоорганизации учебной деятельности в России во 2-й половине ХХ века;
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, а также анализ методической литературы по проблеме исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что изучены теоретические основы самоорганизация учебной деятельности в школе: уточнено понятие «самоорганизация в профессиональной деятельности» и раскрыта сущность умений самоорганизации в педагогической деятельности;
- определены критерии уровней сформированности умений самоорганизации учащегося;
- разработана дидактическая модель формирования умений самоорганизации учащегося в процессе учебы;
- описаны критерии оценки эффективности обучения по формированию у учащегося умений самоорганизации в деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изученные основы самоорганизации учебной деятельности могут являться базой для методического совершенствования уровня воспитательной работы со школьниками по формированию у них умений по самоорганизации.
Значимый вклад в проблему исследования вносят ученые в области педагогики , такие как Селевко Г.К., Шиянов Е.Н. и др.
Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
Введение 2 1. Сущность и принципы самоорганизации учебной деятельности 4 1.1 Основные принципы самоорганизации учебной деятельности 6 1.2 Методы и формы самоорганизации 7 1.3 Структурная периодизация самоорганизации учебной деятельности 8 1.4 Значение учебно-методической литературы для самоорганизации учебной деятельности учащегося 10 2. Самостоятельная работа учащихся 12 2.1 Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов 16 2.3 Технология коллективного взаимообучения 18 Заключение 20 Список использованной литературы 21
1. Борисова Н.Н. Обучение учащихся проектной деятельности//Справочник классного руководителя.-2008.-№7.-С.4-14
2. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе// Справочник классного руководителя.-2007.-№4.-С.31-36
3. Витман С.. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:Проспект, 2006.-208с.
4. Виштак Н.М. Об использовании метода портфолио для развития навыков самоуправления учебной деятельности у студентов, изучающих информатику// Информатика и образование.-2008.-№2.-С.112-114
5. Дернова Л.В. Основное содержание деятельности всех органов ученического самоуправления в школе//Завуч.-2007.-№3.-С.48-53
6. Золотухина Н.М. Ученическое самоуправление и его влияние на качество образования//Методист.-2007.-№9.-С.29-31
7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалиста образовательного учреждения.-СПб.:Изд-во КАРО, 2006.-368с.
8. Красильникова В.А. Электронный интерактивный задачник как средство развития профессиональной самостоятельности будущих учителей//Информатика и образование.-2008.-№2.-С.103-106
9. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ИКЦ «МарТ»,2005.-352с.-(Педагогическое образование)
10. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления//Справочник классного руководителя.-2007.-№4.-С.37-44
11. Михайлова Н.С. Законодательная инициатива учащихся//Справочник классного руководителя.-2008.-№10.-С.18-26
12. Особенности структуры процесса самоорганизации студентов технического университета // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды 3-й международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбТПУ, 2003
13. Особенности структуры процесса самоорганизации тьюторов // Качество дистанционного образования; концепции, проблемы: Тезисы докладов. 7 февраля (г. Москва). - Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2005
14. Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-606с.
15. Родионов А.. Гражданское становление личности через модель школьного самоуправления//Завуч.-2007.-№3.-С.47-48
16. Роль структуры процесса самоорганизации в успешности учебной деятельности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2005 года: В 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
17. Самоорганизация учебной деятельности // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МИМ ЛИНК: Выпуск 8 / Науч. ред. С.А. Щенников, В.Н. Голубкин, А.Г. Чернявская. - Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2006.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Т.2.-М.: НИИ Школьные технологии, 2006.-815с.
19. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях.-М.:Мастерство, 2005.-271с.
20. Синегузова М.В. Организация детского самоуправления в «русской гимназии полного дня»//Методист.-2007.-№9.-С.27-29
21. Структура процесса самоорганизации учебной деятельности студентов // Деятельностный и нейропсихологический подходы к исследованию проблем чтения и письма: Материалы 7-ой международная конференция по психологии, педагогике и социологии чтения. - М.: НИЦ ИНЛОККС, 2006
22. Формирование самообразовательной компетентности учащихся в условиях виртуальной лаборатории//Информатика и образование.-2009.-№3.-С.121-123
23. Шаповалова Н. Педагогическое сопровождение деятельности команды актива ученического самоуправления//Народное образование.2008.№5.-С.225-235
24. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении/Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова.-М.:Академия, 2005.-287с.