Различные проявления лжи постоянно обнаруживаются в актах межличностного общения, в социальных отношениях и в государственных механизмах. С развитием практики социального обучения, социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности особенно возрос интерес к вопросам доверительного поведения. Это обусловлено тем, что человек опасается обмана, постоянно сознательно или же бессознательно контролирует поступающие сообщения с точки зрения их правдивости, правильности, истинности.
Недоверие и подозрительность постоянно сопровождают любые коммуникативные процессы, выполняя роль необходимых реципиенту информационных фильтров. Однако именно эти фильтры зачастую срабатывают в ущерб самому индивиду, пропуская в его сознание ложную информацию. Естественно, что эти особенности восприятия человеком разного рода сообщений существенно затрудняют процессы обучения и становятся причиной конфликтов в межличностных отношениях.
Бурное развитие таких средств массовой коммуникации как телевидение и радио, резкое повышение их роли в социально-политической жизни общества способствуют актуализации исследований, помогающих понять и правильно распознать поведение человека, а также факторов, влияющих на восприятие этого поведения тем или иным образом.
Философия иногда обращается к проблеме лжи в рамках этики, пытаясь дать положительную или отрицательную оценку этому аспекту человеческого поведения. В психологической науке ложь рассматривается с нескольких позиций:
- в рамках общей психологии ложь рассматривается как некий феномен человеческого поведения, имеющий свои психофизиологические механизмы;
- в педагогической психологии ложь изучается как продукт воспитания, с одной стороны, и как фактор, влияющий на воспитание с другой;
- в социальной психологии ложь рассматривается как проблема межличностного общения и группового взаимодействия и т.д.
Изучение характеристик коммуникативного поведения человека, влияющих на формирование к нему доверия очень вжно для руководителей, учителей, лекторов, политических лидеров.
Знания об особенностях вербального и невербального поведения коммуникатора при передаче им ложных сообщений могут быть использованы в специальных обучающих программах, а также могут быть успешно применены в судебной практике. Таким образом, знания об особенностях коммуникативного поведения и их восприятии играют особую роль в организации коммуникаций и обратных связей в общении, в создании образа о себе, в коррекции действий, осуществляемых вследствие коммуникаций.
Проблему межличностных коммуникаций и определения лжи в них исследовали различные психологи, как отечественные, так и зарубежные. Среди них можно выделить следующих авторов: П. Экман, К. Мелитан, О. Липпман, В. Штерн, Ж. Дюпра, В. В. Смирчинская, В. В. Знаков, К. Юнг, А. Р. Лурия, С. Аш, Э. Гофман, М. Аргайл, П. С. Заботин и др.
Целью данной работы является исследование понятий коммуникации и лжи, а также выявления основных признаков лжи, как вербальных, так и невербальны.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Проанализировать литературные источники по рассматриваемому вопросу.
- Раскрыть понятия коммуникации и лжи.
- Определить основные вербальные признаки лжи.
- Изучить основанные невербальные признаки лжи.
Объектом изучения выступает ложь в процессе межличностной коммуникации, а его предметом основные невербальные и вербальные признаки лжи.
Введение 3
1. Определение понятий «общение» и «ложь» 5
1.1 Понятие и виды общения 5
1.2 Определение понятия «ложь» 7
2. Основные признаки лжи 13
2.1 Вербальные проявления лжи 13
2.2 Невербальные признаки лжи 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение 1 Критерии оценки искренности и неискренности человека на основе анализа речевых высказываний 23
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.
2. Арбузова Е. Н., Анисимов А. И. Шатрова О. В. Практикум по психологии общения. СПб.: Речь, 2008. 272 с.
3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 416 с.
4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2008. 576 с.
5. Клейтон П. Секреты языка тела. Учитесь видеть и действовать правильно. М.: Арт-Родник, 2004. 168 с.
6. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
7. Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
8. Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения. М.: Гардарики, 2004. 397 с.
9. Масюкевич Н. В., Кожуховская Л. С. Психология эффективного общения для всех. М.: Современная школа, 2007. 384 с.
10. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008. 208 с.
11. Подгурецки Ю. Социальная коммуникация. М.: Гелиос АРВ, 2006. 160 с.
12. Пэррот Л. Искусство и наука общения. М.: Триада, 2007. 272 с.
13. Соснин В. А. Социальная психология / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. М.: ИНФРА-М, 2004. 336 с.
14. Социальная психология. М.: Академия, 2008. 600 с.
15. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2006. 592 с.
16. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 600 с.
17. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс СПб.: Питер, 2004. 767 с.
18. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640с.
19. Сущенко С.А. Социальная психология / С.А. Сущенко - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 345 с.
20. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2000. 272 с.