Введение Добывающая отрасль обеспечивает около 1/3 ВВП и 60% доходов федерального бюджета России. Примерно 65% российского экспорта приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса. Это является причиной возрастающей актуальности исследования института лицензирования пользования недрами – по сути единственной правовой формы недропользования в России. Договорная форма недропользования пока представлена четырьмя проектами на основе соглашений о разделе продукции, что не позволяет говорить о ней всерьез. Вопросы предоставления права недропользования не раз становились предметом исследования, начиная с конца XIX века. Пионерной стала работа В.А. Грамматчикова «Горное законодательство и горная администрация Англии, Бельгии, Франции, Австрии и Пруссии» и монография А.А.Штофа «Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы». Следующий этап развития горного законодательства связан с активным привлечением в экономику Советской России иностранного капитала, посредством законодательного закрепления концессий. Правовые проблемы недропользования затрагивались в исследованиях посвященных концессионным договорам. Заслуживают внимания многочисленные работы периода 50-70х гг ХХ века посвященные правовому регулированию комплексного пользования недрами (Башмаков Г.С. Сыродоев Н.А., Аиткулов З.Х, ) Что же касается работ, вышедших после принятия Закона РФ «О недрах»1992, то следует отметить монографии А.И.Перчика «Горное право», учебник М.Е.Певзнера с аналогичным названием. Наконец, среди новейших работ заслуживают внимания исследование Б.Д. Клюкина, книга Василевской «Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах» и увидевшую свет в 2008 году монографию К.И. Налётова «Правовые формы недропользования». К числу общих федеральных законов относится Гражданский кодекс Российской Федерации, в п. 1 ст. 130 которого участки недр отнесены к категории недвижимого имущества. В отличие от права собственности и других вещных прав на землю, которым посвящена отдельная глава 17 ГК РФ, вопросы права собственности и других вещных прав на участки недр не нашли отражения в подобной отдельной главе ГК РФ. Тем не менее, общие нормы в отношении вещных и обязательственных прав, применимые к недвижимому имуществу, подлежат применению и в отношении участков с учетом, безусловно, их специфики. К числу общих федеральных законов относится Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 26 которого предусматривает налог на добычу полезных ископаемых, а глава 26.4 устанавливает систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче полезных ископаемых. К числу общих федеральных законов можно отнести и соответствующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации. Так, в Федеральном законе от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» в ст. 19 установлено, доходы от уплаты всех платежей за пользование недрами распределяются в пропорции: в федеральный бюджет – 40 процентов, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 60 процентов. К числу специальных федеральных законов в этой области отношений относятся также: Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в период с 2001 по 2003 годы), установившие суверенные права Российской Федерации на поиск и добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе и морском дне исключительной экономической зоне Российской Федерации; Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в период с 1999 по 2003 годы), впервые установивший в России применение договорной формы при поиске и добыче полезных ископаемых; Федеральный закон от 31 марта 1998 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определивший порядок формирования федерального фонда разведанных месторождений природного газа; Федеральный закон от 2 января 2000 года № 20-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», установивший порядок государственного регулирования в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства и обращения. К числу актов, имеющих законодательный характер, относится и действующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами». Многочисленными подзаконными актами урегулированы детально вопросы лицензирования, например, в отношении деятельности по обеспечению промышленной безопасности опасных производств и выполнения маркшейдерских работ, формирования и использования ликвидационных фондов при реализации соглашений о разделе продукции, мер регулирования экспорта геологической информации, вознаграждений за выявленные месторождения полезных ископаемых, возложения на МПР России функций государственного контроля за геологическим изучением, разработку полезных ископаемых и охрану недр. Глава 1. Лицензирование как правовой механизм регулирования отношений недропользования 1.1. Лицензионно-разрешительная система недропользования. Мировой опыт. Особенность развития правового регулирования отношений недропользования во всех странах состоит в том, что, развиваясь до конца XIX века как институт исключительно административного права, эти отношения претерпели с началом ХХ века существенные изменения Поскольку в колониях и полуколониях велись основные работы по добыче полезных ископаемых, то в скором времени договорная форма недропользования стала превалирующей настолько, что национальное горное законодательство ряда государств (преимущественно т.н. «третьего мира») восприняло договор как основу пользования недрами. Соответственно, сместился и баланс сил сторон правоотношений – если ранее, будучи институтом административного права, они предполагали отношения субординации между пользователем недр и государством, то в новых условиях это были отношения между равноправными сторонами. По мнению Налётова К.И., правовое регулирование отношений в сфере пользования недрами развиваются от регулирования горных отношений преимущественно индивидуальными актами (лицензия; концессия) к преимущественно законодательному регулированию. Первоначально, когда недра предоставлялись в пользование посредством административного акта государства, им же устанавливались условия пользования этим участком недр. С развитием горнодобывающей промышленности возрастает значение обеспечения единообразия содержания условий пользования недрами. Решение этой задачи осуществляется посредством закрепления в законодательстве а) типовых условий концессионных договоров, б) обязательных реквизитов разрешений на пользование участками недр.
Глава 1. Лицензирование как
правовой механизм регулирования отношений недропользования.4
1.1. Лицензионно-разрешительная система недропользования. Мировой опыт4
1.2. Опыт применения лицензионно-разрешительной системы
недропользования в России..7
1.3. Реформирование лицензионно-разрешительной системы недропользования.9
Глава 2 Правовое регулирование отношений
в сфере лицензирования недропользования в РФ11
2.1. Предоставление права пользования недрами11
2.2. Передача права пользования недрами и переоформление
недропользовательской лицензии..15
2.3. Прекращение и приостановление права пользование недрами.
Признание лицензии недействительной18
Глава 3. Правовые проблемы лицензирования недропользования.23
3.1. Проблема правовой природы недропользовательской лицензии.23
3.2. Распределение компетенции РФ, субъектов РФ
и органов местного самоуправления в сфере лицензирования недропользования26
3.3. Перспективы развития правового
регулирования недропользования
в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ
«О порядке осуществления иностранных инвестиций
в коммерческие организации, имеющие
стратегическое значение для национальной безопасности РФ»29
Заключение..33
Список использованной литературы.38
Список использованной литературы
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Российская газета», N 237, 25.12.1993.
2. Гражданский Кодекс РФ (часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.06.2006) СЗ РФ 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 02.02.2006) СЗ РФ 29.01.1996, N 5, ст. 410
4. Гражданский Кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 03.06.2006) СЗ РФ 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
5. Земельный Кодес РФ 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 30.06.2006)СЗ РФ 29.10.2001, N 44, ст. 4147
6. Закон РФ « О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 15.04.2006) СЗ РФ 06.03.1995, N 10, ст. 823,
7. Федеральный закон « О континентальном шельфе РФ» 04.12.1995, N 49, ст. 4694, СЗ РФ 04.12.1995, N 49, ст. 4694,
8. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 18.07.2005) СЗ РФ 21.12.1998, N 51, ст. 6273,
9. Федеральный закон РФ № 225-ФЗ « О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 18, Российская газета, N 5, 11.01.1996
10. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ СЗ РФ 01.03.1999, N 9, ст. 1096,
11. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 9 июля 1999 года № 160-ФЗ 12.07.1999,СЗ РФ N 28, ст. 3493,
12. Федеральный закон РФ «Об использовании атомной энергии» 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ/ СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4552,
13. Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и камнях» от 26.03.1998 года № 41-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.08.2005) СЗ РФ 30.03.1998, N 13, ст. 1463,
14. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 08.08.2001 N 128-ФЗ. СЗ РФ 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430,
15. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных предприятиях» 14 ноября 2002 года № 161- ФЗ СЗ РФ, 02.12.2002, N 48, ст. 4746
16. Федеральный закон РФ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ СЗ РФ25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126,
17. Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 n 3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами» «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, N 33, ст. 1917
18. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 865 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 731, от 01.02.2005 N 49) СЗ РФ , 21.07.1997, N 29, ст. 3528.
19. Постановление Правительства РФ от 02.09.1997 N 1132 (ред. от 24.10.2002) "о мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции" (вместе с "положением о