Введение В современной экономике как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. Сегментарную отчетность следует рассматривать в широком и узком аспектах: как внешнюю отчетность по сегментам и внутреннюю сегментарную отчетность. В широком понимании внешнюю сегментарную отчетность специалисты чаще всего рассматривают как часть, звено бухгалтерской отчетности, формирующую информацию о деятельности организации в географических и отраслевых сегментах. Информация по сегментам содержит преимущественно характеристики, отвечающие принципу экономической релевантности. Именно такая направленность учетной информации обеспечивает возможность пользователям оценивать деятельность хозяйствующего субъекта, его перспективы, подверженность риску, стратегию руководства в области диверсификации, а также позволяет им принимать эффективные решения относительно инвестирования и кредитования. Потребность в отчетности по сегментам вызвана еще и тем, что в настоящее время образовано немало филиалов, представительств, обособленных подразделений, осваивающих различные рынки сбыта, с далеко не одинаковыми вкладами в конечный финансовый результат. В этой связи представляется важным формирование информации по каждому сегменту, в первую очередь о доходах, расходах и денежных потоках. В наиболее узком смысле сегментарная отчетность трактуется как база для составления внутренней управленческой отчетности. С этой позиции содержание и формы внутренней сегментарной отчетности определяются двумя основными факторами: организационной структурой предприятия и особенностями калькулирования. Данные сегментарной внутренней отчетности и обычной деятельности предприятия позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Поэтому формирование внешней отчетности по сегментам и внутренней сегментарной отчетности, являющихся основой подготовки управленческих решений в обычной деятельности организации ее структурных подразделений, приобретает особую актуальность. Весомый вклад в исследование различных аспектов информационных запросов пользователей, состава и анализа сегментарной отчетности внесли отечественные специалисты: В.П. Астахов, А.С. Бакаев, П.С Безруких, М.А. Бахрушина, О.И. Васильчук, В.Г. Гетьман, Н.Г. Данилочкина, О.В. Ефимова, М.Х. Жебрак, Р.Г. Каспина, В.Э. Керимов, В.В. Ковалев, В.Е. Ластовицкий, Н.Т. Лабынцев, М.В. Мельник, Е.А. Мизиковский, С.А. Николаева, Е.В. Никифорова, В.Ф. Палий, В.В. Патров, Я.В. Соколов, К.В Щиборщ и другие. Цель курсовой работы состоит в исследовании сегментарной бухгалтерской отчетности. При реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи: - рассмотреть понятие и формирование сегментарной бухгалтерской отчетности; - охарактеризовать сегментарную отчетность как основу оценки деятельности центров ответственности; - провести сегментарный анализ бухгалтерской отчетности ООО «Энергия». Объектом исследования являются сегментарная отчетность ООО «Энергия» и варианты ее интерпретации. Предметом исследования являются теоретический и методический аппарат формирования сегментарной отчетности, аналитические методы ее интерпретации и использования для обоснования управленческих и финансовых решений. 1. Понятие и формирование сегментарной бухгалтерской отчетности организации Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет: - лучше понять результаты прошлой деятельности организации; - точнее оценить риски и прибыли организации; - принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем. В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса . Рассмотрим основные термины, используемые в анализе сегментарной отчетности. "Сегмент" (лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах. Сегментарная отчетность - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации. Требования и порядок
Введение 3
1. Понятие и формирование сегментарной бухгалтерской отчетности организации 5
2. Сегментарная отчетность как основа оценки деятельности центров ответственности 12
3. Сегментарный анализ как инструмент управления затратами и прибылью ООО «Энергия» 19
Заключение 30
Литература 32
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части I, II и III - 25-е издание с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 июля 2004 г. М., 2004.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года 129-ФЗ.
3. ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации,утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ от 6 июля 1999 г. 43н
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 г. 94н
5. Приказ Минфина России О формах бухгалтерской отчетности организаций от 13 января 2000 г. 67н.
6. Бабаев Ю. А. Бухгалтерский учет. М., 2005.
7. Белобжецкий И.В. Бухгалтерская отчетность и методы ее контроля. М., 2007. С. 118.
8. Вакуленко Т. Г., Фомина Л. Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПб., 2003.
9. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2003.
10. Гогина Г. Н., Никифорова Е. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее анализ. Самара, 2004.
11. Друкер П. Эффективное управление. Экономические и оптимальные решения. М., 2001.
12. Ефимова О. В., Мельник М. В., Дроздова Л. А. Анализ финансовой отчетности. М., 2004.
13. Заббарова О. А. Составление бухгалтерской финансовой отчетности организаций. М., 2005.
14. Новодворский В. Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. М., 2003.
15. Пожидаева Т.А. Формирование и анализ сегментарной отчетности коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 2. С.27-28.
16. Соколов А.А. Сегментарная отчетность металлургических компаний: формирование и анализ. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2002.
17. Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. М.: Финансы и статистика, 2004.
18. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Управленческий учет: как его понимать // Бухгалтерский учет. 2003. №7. С.53-55.
19. Слуцкин М.Л. Сегментарный анализ как инструмент управления затратами и прибылью // Финансовый менеджмент. 2003. №5. С. 73-76
20. Смиренко О. В. Комплексный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ставрополь, 2000.