ВВЕДЕНИЕ В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм , но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемый во всех сферах предпринимательства. Бизнес план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, в нем предусматривается достаточно традиционные разделы, в которых раскрывается идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта (услуги) фирмы и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый процесс дела, включая стратегическое финансирование и предложение по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направление деятельности фирмы на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях он опирается на: - Конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.); - Всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; - Изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач. Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие: - Обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы; - Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; - Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов; - Подбор работников, которые способны реализовать данный план. Бизнес-план может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены и его эффективности. Бизнес-план должен быть хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов. 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Изменение роли планирования в условиях рынка В рыночной экономике любое предприятие в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Предприятие не обладает достаточно полными данными о своем настоящем и будущем, оно не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование и является одним из способов "прояснения" внутренних и внешних условий деятельности. Планирование в своем развитии прошло несколько этапов. В период формирования крупных корпораций предвидение как функция планирования рассматривалось исходным моментом управления. На крупных фирмах, как правило, в составе финансовых служб появляются структурные подразделения, которые регулярно занимаются текущим планированием производственно-хозяйственной деятельности. Высшее руководство корпораций регулярно обсуждало и намечало перспективы развития бизнеса в общем постановочном плане, исключая при этом формальное планирование. В дальнейшем финансовые планы (внутрифирменные сметы бюджета) начали составляться по наиболее крупным производственно-хозяйственным функциям в отдельности: маркетингу, НИОКР, капитальному строительству и по отдельным структурным подразделениям внутри корпорации. Аналогичные планы и до настоящего времени служат основным инструментом распределения ресурсов и контроля за текущей производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. В рамках текущего финансового планирования появлялись различные модификации, например, такие как "программное бюджетирование". При этом планировании финансовые планы разрабатываются для достижения конечных результатов на
СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 4 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6 1.1. Изменение роли планирования в условиях рынка 6 1.2. Цели и назначение бизнес-плана 12 2. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ) 17 2.1. Краткое изложение (резюме) 17 2.2. Описание предприятия 18 2.2.1. Цель бизнеса 18 2.2.2. Анализ положения дел в области 19 2.2.3. Девиз, эмблема 20 2.3. Сведения о внешней среде предприятия 21 2.3.1. Потенциальные клиенты 21 2.3.2. Сегменты рынка, размер и его рост 21 2.3.3. Фирмы конкуренты, их влияние на нашу деятельность 22 2.3.4. Анализ продукции конкурентов 23 2.3.5. Прогнозирование продаж 23 2.4. Описание продукции (услуг) 25 2.4.1. Описание продукции 25 2.4.2. Уникальность продукции 26 2.4.3. Будущий потенциал 26 2.5. План маркетинга 27 2.5.1. Установление цены 29 2.5.2. Реклама 30 2.6. Производственный план 31 2.6.1. Расположение фирмы 31 2.6.2. Оборудование фирмы 31 2.6.3. Фирмы поставщики и потребляемое сырье 32 2.6.4. Издержки производства и динамика их изменения 34 2.7. Организационный план 38 2.7.1. Форма собственности, штатное расписание 38 2.7.2. Организационная структура, должностные инструкции 40 2.8. Финансовый план 44 2.9. Оценка эффективности 46 2.10. Оценка риска, мероприятия по устранению риска 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
1. Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. М.: Фолиум, Информ-студио, 2007. 277с. 2. Ансофф И. Маркетинг и менеджмент в России. М.: Инфра-М, 2005. 372с. 3. Антикризисное управление./ Под ред. Короткова Э.М. М.: Инфра М, 2002.430с. 4. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. М.: Агропромиздат, 2006. 159с. 5. Астахов В.С. Маркетинг образовательных услуг. СПб.: Книжник, 2007. 402с. 6. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов: Учебное пособие. М.: ГАУ, 2005. 475с. 7. Аверюшкина Т.Е. Бизнес-план. СПб.: Маркетинг, 2006. 118с. 8. Аверюшкина Т.Е. Основы брэндинга. М.: Инфра-М, 2007. 136с. 9. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента Киев: Ника-Центр, 2006. 452с. 10. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Учебно-практическое пособие./ Под ред. Попова В.М. 6-е издание. М.: Финансы и статистика, 2007. 560с. 11. Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие / под ред. Иванниковой И.А. М.: Экспертное бюро М, 2007 420с. 12. Бизнес-план. Методические материалы./ Под ред. профессора Маниловского Р.Г. М.: Финансы и статистика, 2006. 438с. 13. Бизнес-план. М.: ДеКа, 2006. 624с. 14. Бизнес-план. Рабочая книга предпринимателя. СПб.: Книжник, 2005. 275с. 15. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. СПб: Экономическая школа, 2006. 352с. 16. Виханский О.С. Маркетинговое планирование на предприятии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2005. 296с. 17. Герберт А., Виктор А. Томпсон., Дональд У. Слистбург. Маркетинг в антикризисном управлении, 6-е изд. М.: Экономика, 2006. 472с. 18. Герасименко В.В. Основы маркетинга. М.: Теис, 2005. 142с. 19. Голубков Е.П. Маркетинг в отечественной экономике. М.: Экономика, Дело ЛТД, 2003. 361с. 20. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2003. 192с. 21. Дж. Ван Хорн. Остиен М. Основы управления предприятием. М.: Финансы и статистика, 2006. 620с. 22. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. Правовые основы маркетинга в предпринимательской деятельности. М.: Макцентр, 2007. 275с. 23. Краснов В.П. Маркетинг: структура, организация, проблемы. М.: Финансы и статистика, 2005. 428с. 24. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 2006. 180с. 25. Кунц Г., ОДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. 6-е переработанное издание. М.: Прогресс, 2005. 342с. 26. Маркетинг образовательных услуг./ Под ред. Романова А.Н. М.: Банки и Биржи, 2007. 558с. 27. Оценка бизнеса: Учебник./ Под ред. проф. Грязновой А.Г., проф. Федотовой М.А. М.: Финансы и статистика, 2002. 427с. 28. Основы маркетинга./ Под ред. проф. Фальцмана В.К. М.: Теис, 2007. 331с. 29. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: Учебник для вузов, под ред. Каменипера С.Е., Русинова Ф.М. СПб.: Высшая школа, 2004. 335с. 30. Паркинсон М.К. Искусство управления. СПб.: Книжник, 2003. 372с. 31. Пережогин В.Е. Григорьев А.С. Маркетинговые исследования: оценка результатов. СПб.: Высшая школа, 2006. 457с. 32. Салихова Л.С., Вертев И.Г., Савельев Д.Б. Маркетинговый подход к открытию собственного дела: Учебное пособие. СПб.: Книжник, 2005. 352с. 33. Сокол А.С. Тайны бизнеса: маркетинговое управление организацией. Киев: Уфи-МБ, 2006. 317с. 34. Современный маркетинг: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород: ИКЧП, 2006. 126с. 35. Уварин А.Т. Управление фирмой. М.: Акалис, 2007. 516с. 36. Управление маркетингом./ Под ред. Захтыстиной В.Г. М: Инфра-М, 2006. 561с. 37. Управление маркетингом в России./ Под ред. проф. Мислаева В.А. СПб.: Экономическая школа, 2007. 438с. 38. Филипп Котлер. Основы маркетинга. М.: Литера Плюс, 2007. 396с. 39. Финансы предприятий./ Под ред. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 2003. 394с. 40. Маркетинг./ Под ред. проф. Самсонова Н.Ф. М.: Финансы, 2007. 495с. 41. Хадсон К.Л. Организация и управление предприятиями. М.: Инфра-М, 2006. 427с. 42. Абрамов М. Современные тенденции развития бизнес-планирования.// Банковский вестник. 2005. - 7. с.112. 43. Анохин В.П. Стратегические инновации в бизнес-планировании.// Экономика и жизнь. 2006. - 8. с.92.