ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. Конец XX начало XXI веков ознаме-нован крупномасштабным развитием демократических форм интеграционных образо-ваний. На примере Европы мы можем наблюдать процесс политической и экономиче-ской интеграции, в то же сохраняется достаточно широкая суверенность стран, кото-рые входят в состав Европейского Союза. Следуя этому примеру, другие страны мира тоже вливаются в интеграционный процесс. XXI век век интеграционных процессов, которые нуждаются в подробном юридическом исследовании. Особое внимание сле-дует уделить конфедеративной форме государственного объединения, как особо зна-чимой альтернативой другим видам межгосударственных образований, таким как со-общества, содружества, лиги, унии и т.п.
Исследование и правовой анализ теории конфедерализма является одной из пер-спективных тем в контексте развития отношений государств, появившихся на постсо-ветском пространстве. После приобретения ими статуса полной суверенности, в отно-шениях с другими государствами преемниками они стали использовать те или иные элементы конфедерализма.
Вероятно, что конфедеративное объединение государств является некой ступе-нью в выстраивании необходимых условий и надстроек союзного государства. Многие бывшие страны СССР не готовы полностью и даже частично терять государственный суверенитет, терять статус субъекта международного права, признавая верховенство международных организаций. Именно это и обусловливает необходимость и перспек-тивность развития института конфедерализма, так как эта модель объединения госу-дарств является компромиссной в дальнейшем интеграционном процессе. Следует от-метить, что несмотря на актуальность данной проблемы, остается очень много неясно-стей в юридической природе конфедеративных образований. К сожалению, в литера-туре им уделено не такое большое внимание как федеративному устройству госу-дарств. В частности отсутствует однозначное определение понятия «конфедерации», так же как на сей день отсутствует единая позиция относительно её места в теории го-сударства и права.
К вопросам связанным с институтом конфедеративного устройства обращались такие авторы как Р.В. Иванов, С.Ю. Михайлова Л.Х. Мингазова, С.И. Паньковский, А.Я. Капустин, Г.И. Курдюков, Н.А. Ушаков, С.Ю. Кашин, А.О. Четвериков, П.А. Ка-линиченко, А.В. Арбузов, Б.М. Лазарев и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с кон-федерацией как формой государственного устройства. Предмет исследования нормы законодательства и доктринальные источники. Целью исследования является ком-плексное исследование конфедеративной формы государственного устройства. Для этого поставлены задачи:
- изучить историю и развитие международных объединений, а так же юридиче-ские основы конфедеративного объединения государств
- проанализировать возникновение и развитие конфедеративного объединения государств, определив факторы, которые привели конфедерации прошлого к наиболее тесной и форме межгосударственного объединения, и выявление причин по которым такие объединения становятся невозможными (Австро-Венгрия, Сирия и Египет, Се-негал и Гамбия)
- рассмотреть структуру становления и развития конфедеративного объединения государств на примере Европейской интеграции.
- исследовать учредительные документы конфедеративных объединений, компе-тенцию конфедерации, делегированную государствами-членами такого объединения, и суверенные права самих государств-членов конфедерации
По своей структуре работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введе-ния, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Историко-правовой анализ возникновения и развития конфедераций
Историеских примеров конфедеративных образований, как формы союза госу-дарств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, было достаточное количество. Образовывались они на различных этапах развития истории, но, однако, после непродолжительного существования либо полностью распадались, либо обрета-ли федеративную форму государственного устройства. Смотря в глубь истории, мож-но причислить к конфедеративным образованиям следующие союзы государств: Швейцарскую конфедерацию в 1291-1798 гг. и 1815-1848 гг.; Республику Соединенных провинций в Нидерландах в 1579-1795 гг.; Германскую конфедерацию в 1815-1866 гг.; Соединенные Штаты Америки в 1781-1787 гг.; Конфедеративные Штаты Америки в 1861-1865 гг., а также некоторые другие конфедеративные образования .
Попытки создания конфедераций предпринимались и в XX столетии. Одним из примеров было создание конфедерации Сенегамбии, объединившей два государства - Гамбию и Сенегал в конфедеративный союз, но, образованный в 1981 году, он уже че-рез несколько лет распался. Несколько раньше попытку создания конфедеративного образования предприняли Египет и Сирия, которые в феврале 1958 года создали на конфедеративной основе Объединенную Арабскую Республику. Но и этот союз госу-дарств просуществовал недолгое время. В сентябре 1961 года в результате переворота было объявлено о выходе Сирии из союза двух государств и образовании независимой Сирийской Арабской Республики . Следует отметить, что в марте 1958 года к Объеди-ненной Арабской Республике примкнуло еще одно государство Аравийского полуост-рова - Йемен, но этот акт имел только лишь формальное значение.
Отдельные элементы конфедеративного устройства можно наблюдать в функ-ционировании государственного механизма Объединенных Арабских Эмиратов , где два султаната - Абу-Даби и Дубай - сохраняют суверенные права. Им, в частности, принадлежит право абсолютного вето на федеральное законодательство. Они имеют собственные армии и системы денежного оборота.
Уже дважды (в 1980 и 1995 гг.) в Канадской провинции Квебек проводились референ-думы, целью которых провозглашалось предоставление больших прав (вплоть до отделения от Канады) этой франкоязычной провинции. Однако проект суверенитета-ассоциации, выдви-нутый Квебекской партией и прдполагавший использование элементов конфедерализма, был оба раза отвергнут населением Квебека. Быстро к конфедеративной форме устройства идет Западная Европа, но уже сейчас она рассматривается как переходная форма к федерализму. Конфедераций классического типа ныне в мире не существует вовсе, даже Швейцария, не-смотря на то, что официальное название страны по Конституции этого государства, принятой в 1999 году, - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства является федеративным государством. Аналогичная ситуация в Канаде, - хотя официально продолжает употребляться слово «конфедерация», эта страна фактически давно уже стала федерацией.
В СССР конфедерацию считали формой государственного устройства, прису-щей только буржуазным государствам. Прежние подходы подвергли критике: «Буржу-азный ученый, даже наиболее современный, берет эти различные виды государствен-ных объединений всех исторических и даже доисторических эпох и ищет в них общие признаки, пытается свести их всех к единой абстрактной формуле. Такая работа бес-плодна и ничего дать не может, кроме более или менее удачных, остроумных, даже блестящих формул без всякого содержания». Поэтому античные союзы в качестве примера конфедераций не принимались во внимание. В новейших российских работах начинают появляться в качестве примеров конфедерации древние союзы: Морской союз греческих полисов, Делосский союз и другие. Но, если союзы Древнего Мира представляют интерес с позиции исторического уяснения сущности территориального объединения, то средневековые объединения государств, по праву считавшиеся при-оритетной формой государственного устройства, являются ценной эмпирической ба-зой для проведения исследования и выявления сути конфедерации государств.
Процесс создания конфедераций не миновал и Европу. Ещё в 1967 году B.C. Петров писал что «конфедерация вполне возможна как переходная форма на пути вос-соединения Германии» . В отношении того, была ли конфедерация между ГДР и ФРГ в процессе их объединения в литературе существуют две противоположные точки зре-ния. Одни полагают, что «...оно осуществилось в 1990 г. другим путем» , другие ут-верждают, что «...на очень короткий период (июль - октябрь 1990 г.) ГДР и ФРГ обра-зовали конфедерацию как экономический, валютный и социальный союз».
Исторический анализ возникновения и развития конфедеративных образований и опыт такой истории свидетельствует о том, что эта форма является, во многом, пере-ходной либо к полному распаду конфедеративного союза (Австро-Венгрия, Сирия и Египет, Сенегал и Гамбия и другие), либо к федеративной форме государственного устройства (США, Германия, Швейцария). По сути, совмещая в себе черты как между-народно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Решающее значение при этом имеют этнические и, прежде всего, экономические факторы: «единственным условием, обеспечивающим трансформацию конфедерации в федерацию, является на-личие экономических основ интеграции хозяйственных комплексов ее субъектов в еди-ное экономическое пространство» . Фактически только такие факторы смогли бы сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 4
1.1. Историко-правовой анализ возникновения и развития конфедераций 4
1.2. Понятие и сущность конфедерации 6
ГЛАВА 2. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ КОНФЕДЕРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 9
2.1. Проблемы международной правосубъектности конфедерации 9
2.2. Концепция конфедерации в ЕС 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Договор об учреждении Европейского Сообщества от 25.03.1957.- Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchred_docs/evr_soiuz_nice.htm
2. Договор о Европейском Союзе от 7.02.1992 // Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе / Отв.ред. Ю.А. Борко. М.: Международная издательская группа «Право», 1994.
3. Договор "О создании союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.).//Собрание законодательства Российской Федерации.2000.14 февраля. N 7.ст. 786.
4. Европейское право, политика и интеграция: Актуальные проблемы/Под науч. ред. Л.Х. Мингазова. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. - 484 с.
5. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в двух томах. Т.2 /С.С.Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1982. - 360 с.
6. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов / К.В. Арановский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ ИНФРА*М, 1998. - 488 с.
7. Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т.5: Государственное право важнейших ев-ропейских держав / А.Д. Градовский. С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1902. 561 с.
8. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы: Сб. науч. ст. / На-уч. ред. СИ. Паньковский. - Минск: ЕГУ, 2001.-336с.
9. Жилин А.А. Теория союзного государства / А.А. Жилин. - Киев, 1912.
10. Капустин А.Я. Европейский Союз: интеграция и право / А.Я.Капустин; Отв. ред. И.П.Блищенко. - М.: Изд-во Рос ун-та дружбы народов, 2000. - 436с.
11. Конституции стран Европы: В 3-х т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Изда-тельство ПОРМА, 2001.
12. Курдюков Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования / Г.И. Курдюков. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. - 176 с.
13. Моджорян Л.А. О субъекте международного права / Л.А. Моджорян. -М.: Госюр-издат, 1948. - 147 с.165
14. Право Европейского Союза: Учебник / Авт. кол.: С.Ю. Кашин (рук.), А.О. Четвери-ков, П.А.Калиниченко и др.; Министерство образования Российской Федерации. Мос-ковская государственная юридическая академия. М.: Юристъ,2003. - 926 с.
15. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве / Н.А. Ушаков. М.: Изд-во Института международных отношений, 1963.-272 с.
16. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования: Учеб. пособие / Н.А. Ушаков. - М.: ИГНАН, 1997 - 60с.
17. Арбузов А.В. Европейский Союз: международная организация или конфедерация? / А.В. Арбузов // Правоведение. - 2005. - № 4. - С. 115-123
18. Лазарев Б.М. Федерация или конфедерация? / Б.М. Лазарев //Новый союзный до-говор: поиски решений. М., 1990. С. 71-80.