Введение
Танец - искусство выражения эмоций и чувств в пластике, в ритме движений.
Танец - древнее искусство, зародившееся во времена первобытного строя, когда человек стоял на пороге своего эволюционного движения вперед. Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность человека.
Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории.
Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие.
Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем, с его основными направлениями, которые были выделены в отдельные виды:
Народный танец - у каждого народа он свой особенный, неповторимый. Язык народа так же неповторим, как и его танец. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства.
Классический танец (балет) - танцевальное искусство, наследие которого насчитывает уже несколько веков. Классический танец всегда был особенно почетаем у нас в России
Спортивный танец, и т.д.
Выдающийся художник Игорь Александрович Моисеев является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии - яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.
«Народный танец – это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом».
Народный танец нуждается в тщательном изучении. И.А. Моисеев говорил: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца». Безусловно, танцы, поставленные Игорем Моисеевым, оказывают огромное влияние на воспитание академизма у учащихся. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.
1. Балетмейстер, артист балета Игорь Александрович Моисеев
И.А. Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве. Отец - Моисеев Александр Михайлович. Мать - Грэн Анна Александровна. Супруга - Моисеева (Чагодаева) Ирина Алексеевна. Дочь - Моисеева Ольга Игоревна (1943 г. рожд.).
Танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И. Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А.А.Горского (1921-1924).
В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого Театра (1924-1931), затем стал его солистом (1931-1937). В Большом Театре он мог бы стать одним из ведущих солистов: его первые партии в театре - роли Рауля в \"Теолинде\", Мато в \"Саламбо\", Иосифа в \"Иосифе Прекрасном\" и другие. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях \"Кармен\", \"Демон\", \"Любовь к трем апельсинам\", \"Турандот\", а в 1930 году он спас от провала балет \"Футболист\", и вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты \"Саламбо\" (1932), \"Три толстяка\" (1935), \"Спартак\" (1958). Его работы на драматической сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы. В 20-40-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников. В эти годы растет интерес Игоря Моисеева к народному творчеству - пешком и верхом он объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным - в 1936 году он становится заведующим хореографической частью Театра народного творчества и вскоре осуществляет постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний подготовил почву для создания в 1937 году первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 60 лет И.А. Моисеев является бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: \"Танцы народов СССР\" (1937), \"Мир и дружба\" (1953), \"В гостях и дома\" (1983) и других. За программу \"Дорога к танцу\" (1965) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания Академического. Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле: \"Половецкие пляски\" на музыку А.Бородина (1971), \"На катке\" на музыку Р.Штрауса (1980), \"Ночь на Лысой Горе\" на музыку М.Мусоргского (1983), \"Вечер в таверне\" (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Из последних работ следует выделить сюиту греческих танцев на музыку М. Теодоракиса (1991), сюиту еврейских танцев \"Семейные радости\" (1994). Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими нашу страну за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), США (1958). Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.
Введение 3
1. Балетмейстер, артист балета Игорь Александрович Моисеев 5
2. Развитие хореографии народного танца 9
3. Магия танца И.А. Моисеева 13
3.1 Народно-сценические танцы 13
3.2 Академизм как закрепление традиции классического искусства 18
3.2.1 Специфика и природа образности в искусстве танца. Специфика хореографического отображения действительности 18
3.2.2 Специфика хореографической образности с точки зрения ее синтетического начала 19
3.2.3 Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе 20
3.2.4 Определяющие свойства образности российской хореографии. Национальное и интернациональное в хореографическом образе 22
3.2.5 Принципы симфонического мышления в хореографии 25
3.3 Роль магического танца в воспитании академизма у учащихся 25
Заключение 27
Список литературы 28
1. 100 уроков классического танца. С 1 по 8 класс: В. С. Костровицкая — Санкт-Петербург, Лань, Планета музыки, 2009 г.- 320 с.
2. 100 фигур мазурки: В. Ф. Яцковский — Санкт-Петербург, Лань, Планета музыки, 2010 г.- 224 с.
3. Григ. Четыре пьесы: Эдвард Григ — Москва, Музыка, 2008 г.- 16 с.
4. Длинные тени: Н. Е. Шереметьевская — Санкт-Петербург, Редакция журнала \"Балет\", 2007 г.- 490 с.
5. Классический танец. Размышления балетного педагога. Мастер-класс мужского театрального урока (+ DVD-ROM): В. Ю. Домарк — Москва, Лань, Планета музыки, 2010 г.- 128 с.
6. Классический танец. Слитные движения. Руки: В. С. Костровицкая — Санкт-Петербург, Лань, Планета музыки, 2009 г.- 128 с.
7. П. Чайковский-М. Плетнев. Концертные сюиты из балетов Спящая красавица и Щелкунчик. Для фортепиано: — Санкт-Петербург, Музыка, 2010 г.- 108 с.
8. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика: Оксана Захарова — Москва, Центрполиграф, 2010 г.- 472 с.
9. Спортивные бальные танцы для начинающих (+ CD-ROM): В. А. Мищенко, О. А. Тимошенко — Санкт-Петербург, Харьков, 2007 г.- 192 с.
10. Страсть в ритме фламенко: Мэри Манукян — Санкт-Петербург, 2009 г.- 96 с.
11. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики: Е. Ю. Черемнова — Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.- 144 с.
12. Технологии тренировки функциональных систем организма хоккеиста: В. К. Зайцев — Москва, Академический проект, 2006 г.- 224 с.
13. Культурология. Курс лекций: З. Р. Жукоцкая — Санкт-Петербург, КомКнига, 2006 г.- 232 с.
14. Культурология: Л. П. Воронкова — Санкт-Петербург, Финансы и статистика, 2008 г.- 256 с.
15. История культуры: Ю. Липперт — Санкт-Петербург, Либроком, 2010 г.- 264 с.
16. Народы северо-восточной Евразии в XIX и ХХ веках: В. В. Карлов — Москва, КДУ, 2010 г.- 476 с.