Введение
Актуальность. Нейролингвистическое программирование, также известное как НЛП (англ. Neuro-linguistic programming) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально-зависимых убеждений), применяемых главным образом как подход к личностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий (мыслительных и поведенческих).
Данное психологическое направление находит свое применение в самых различных отраслях человеческой деятельности, в том числе в таких как бизнес, менеджмент, управление персоналом и маркетинг.
Целью нашей работы является исследование возможностей применения методик НЛП в бизнесе.
Объектом исследования является нейролингвистическое программирование как направление современной практической психологии.
Предметом — возможности применения данного направления в бизнесе.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные положения нейролингвистического программирования;
раскрыть содержание особенностей применения технологий нейролингвистического программирования в сфере бизнеса и управления.
провести эмпирическое исследование направленное на выявление эффективности тренинга развития профессионально важных качеств продавцов-консультантов, проведенного на основе технологий НЛП.
Гипотеза исследования: технологии нейролингвистического программирования являются эффективными средствами в сфере обучения персонала.
В процессе исследования были использованы следующие методики:
1. Многофакторный личностный опросник Кеттелла.
2. Оценка динамики уровня продаж в контрольной и экспериментальных группах в пред- и пост-тренинговый период.
Выборкой эмпирического исследования являлись продавцы-консуль-танты ООО «Мир книги» (24 человека).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения техник нейролингвистического программирования в бизнесе 5
1.1. Основные положения НЛП как направления современной практической психологии 5
1.2. Характеристика основных методов НЛП 17
1.3. Возможности и специфика применения техник НЛП в сфере бизнеса и управления 25
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности применения техник НЛП в сфере бизнеса 29
2.1. База и методы исследования 29
2.2. Программа тренинга развития профессионально важных качество продавцов-консультантов, основанная на технологиях нейролингвистического программирования 33
2.3. Анализ результатов исследования 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45
1. Андреас С., Фолкнер Ч. НЛП. Новые технологии достижения успеха. — К.: София; — М.: ИД Гелиос, 2001.
2. Бэндлер P., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Вводный курс НЛП тренинга. М.: Флинта, 2000.
3. Бэндлер P., Гриндер Д. Структура магии. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
4. Бэндлер Р, Гриндлер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. — Симферополь: Реноме, 1999.
5. Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники — М.: Ось-89, 1999.
6. Гриндер Д., Бостик-Сен Клер К. Шёпот на ветру. Новый код в НЛП, — М.: Прайм-Еврознак, 2005.
7. Гриндер Д., Делозье Д. Черепахи до самого низа. — М.: Прайм-Еврознак, 2005.
8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд. ЛГУ, 1985.
9. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — Спб.: Речь, 2004 г.
10. О’Коннор Д., Мак-Дермотт Я. Принципы NLP. — К.: София, 2000.
11. О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. — Челябинск: Версия, 1997.
12. Ребрик С.Б. Тренинг профессиональных продаж — М.: ЭКСМО
13. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии: Практикум. — М.: МГПИ.ю 1990.
14. Рощина А. Ошибки и иллюзии менеджеров по персоналу при формировании программ обучения // Кадровый вестник, № 4, 2000.
15. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1993.
16. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 1999.
17. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии — СПб.: Речь, 2003
18. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996.
19. Собчик Л. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики — Спб.: Речь, 2005.
20. Стюарт Ян, Джойнс В. Современный трансактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
21. Управление организацией. Учебник. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М.: ИНФРА — М, 1998.
22. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА — М.: 2000.
23. Цветков С.А. и др. Психология бизнеса. — С-Пб.: ЯНИС, 1992.
24. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М.: Бизнес-школа «Интел — Синтез», 1996.
25. Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.